КАЗАХСТАН XIV—XV вв
Состояние хозяйства и развитие производительных сил, социальная структура общества, степень развития классовых отношений, положение народных масс и другие аспекты социально-экономической жизни Юго-Восточного Казахстана в период после распада Чагатаидского государства и до образования Казахского ханства практически не изучены. Причина этого главным образом в неразработанности проблемы социально-экономических отношений в средневековом Казахстане в целом, а также в недостатке сведений по данным вопросам, незначительной изученности доступных исследователю исторических сочинений, в почти полном отсутствии археологического материала по данному району для изучаемого периода. Весь археологический материал, полученный археологами в Семиречье, относится, за исключением лишь самого ограниченного числа (например, по Аспаре), в основном к более раннему — домонгольскому времени и к XIII — началу XIV в.
В письменных источниках сведений по вопросу социально-экономического развития в Могулистане, в том числе в Семиречье XIV—XV вв., предельно мало. Их приходится буквально по крупицам извлекать из нарративных (повествовательных) сочинений, всегда отличающихся недостатком материалов для изучения общественной системы.
Актового (документального) материала по социальной и политической истории Семиречья практически пока не найдено. Из числа источников до нас не дошли сочинения, которые были написаны авторами, жившими на территории Семиречья в изучаемый период. Единственное сочинение, повествующее о жизни населения Могулистана (и Семиречья в том числе) и написанное автором, происходившим из этого государства, — Тарих-и Рашиди» — несинхронно изучаемому времени: оно написано почти полстолетия спустя после распада Могулистана. Тем не менее сведения «Тарих и Рашиди» исключительно ценны не только по политической истории. Интересны сведения автора о состоянии городской культуры в Семиречье в период раннего средневековья, о постепенном ее разрушении в результате господства монгольских кочевых феодалов, важны материалы по исторической географии Семиречья. Особый интерес имеют немногие данные Мухаммад Хайдара о характере общественных отношений в государстве Могулистан.
Немногочисленны сведения социально-экономического характера и в сочинениях тимуридского круга, современных исследуемому периоду истории Юго-Восточного Казахстана. Как и другие персоязычные средневековые хроники, содержащие описание придворной жизни феодальных правителей Средней Азии и Ирана, они не только почти не отражали социально-экономических явлений, но не всегда точно освещали и политическую историю этого региона Казахстана. Терминология, которую использовали авторы хроник, была присуща их времени и их стране и, естественно, не всегда точно отражала реальные явления общественной жизни населения Юго-Восточного Казахстана. Таковы сочинения Низам ад-Дина Шами, Шараф ад-Дина Али Йазди, Абд ар-Раззака Самарканди и др. К наиболее ценным следует отнести сведения о социльной структуре и государственном устройстве в сочинении Муин ад-Дина Натанзи «Мунтахаб ат-таварих-и Муини».