Нашествие монголов и последующие войны
Кроме того, росла тенденция постепенного восстановления традиционного земледельческого хозяйства у местного населения Семиречья, а вместе с тем и возможность восстановления обмена внутри края и с близлежащими степными районами, т. е. между казахским населением. Феодальные отношения: характер землевладения и классы Семиречье наряду с Южным Казахстаном является районом, где, как отмечают многие исследователи истории Казахстана, феодальные отношения возникли раньше и развивались быстрее, чем в других областях Казахстана. Этому способствовал более высокий уровень развития производительных сил, оседло-земледельческой и городской культуры в этих регионах Казахстана. Большое положительное влияние оказывали на развитие края по пути феодализма экономические и политические контакты с оседло- земледельческими районами соседней Средней Азии и Кашгарии с их развитыми феодальными отношениями.
Нашествие монголов и последующие войны нарушили нормальное социально-экономическое развитие этой части Казахстана, как и других завоеванных монголами стран. Исследователи проблем феодализма кочевых народов отмечают, что в условиях преобладания полукочевого и кочевого скотоводческого хозяйства феодальные отношения развивались медленнее. Основные причины этого — низкий уровень производительных сил, натуральный, экстенсивный характер кочевого и полукочевого скотоводческого хозяйства, почти не дававший возможности для расширенного воспроизводства. Понятно, что в конкретных условиях средневекового Юго-Восточного Казахстана времени после монгольского завоевания, в условиях разрушения городской и земледельческой культуры, усиления сектора кочевого скотоводческого хозяйства эти причины застойности феодальных отношений, замедленной эволюции феодализма еще более усугубились.
Несмотря на то, что сведения, характеризующие социальные отношения в имеющихся источниках немногочисленны, они все же позволяют утверждать, что Юго-Восточный Казахстан в XIV—XV вв. продолжал развиваться по пути феодализма, ставшего господствующей системой общественных отношений еще задолго до монгольского нашествия, хотя и сохранялись элементы патриархально-родового и рабовладельческого укладов, получившие после утверждения в XIII в. политического и социально-экономического господства менее развитых монгольских племен более прочную основу для консервации. Но в целом характер взаимоотношений родо-племенной, феодально-кочевой знати и рядовых кочевников, полукочевников и земледельцев в
системе экономического производства и распределения полученного продукта был, как увидим ниже, феодальным, так как они противостояли друг другу как феодальные классы — собственники земли и скота, с одной стороны, и лишенные фактического права распоряжаться землей, а часто лишенные и скота рядовые члены племени, с другой.
Имеющиеся материалы источников позволяют также видеть в основе производства и развития феодальных отношений у населения Юго-Восточного Казахстана собственность на землю (особенно характерную и очевидную для этого района Казахстана, где в предшествующий период имело место значительное развитие оседлого земледелия, господствовала удельная система феодальных земельных пожалований и где в некоторой степени земледелие сохранилось и в последующее время) при большом значении и частной собственности на скот (особенно в условиях усиления кочевого скотоводческого сектора хозяйства в крае в XIII— XIV вв.).