Упоминание налога калан
Упоминается тагар — натуральный сбор с раийатов (подданных) для снабжения войск продовольствием. Его взимал Улугбек со своих владений, в том числе и с Саурана, Сайрама, Отрара и Йанги-Тараза, т. е. с тех областей Южного Казахстана и Семиречья, откуда были сняты находившиеся в них временно войска Улугбека. Очевидно, тагар взимали со своих подданных в Семиречье и Кашгарии и могулистанские ханы.
Сохранилось в уйгурских документах, собранных В. В. Радловым, упоминание налога калан, о котором И П. Петрушевский пишет, что «характер этого сбора остается неясным» и что, возможно, он был синонимом хараджа и означал поземельную подать в отличие от подушной подати (купчур).
Термином калан обозначалась также вообще дань, подать, т. е. аа ним можно видеть целую группу дифференцированных налогов и податей.
О калане говорится в жалобе хану Могулистана Тоглук-Тимуру, поданной ему жителями оседло-земледельческой части Кашгарии : «При всех прежних ханах, начиная с домонгольской эпохи, при распределении калана с жалобщиков-садовников или садовладельцев сидящих на землях инджу — калана не взимали, а теперь, в тяжелые для них времена требуют от них уплаты двойной дани».
Это конкретное известие источника, привлеченное В. В. Бартольдом для характеристики налогов монгольского времени вообще, касается самого раннего периода существования Могулистана как самостоятельного государства и относится к входящим в него оседлым областям. Тем не менее оно весьма ценно и для данной проблемы, так как говорит об усилении налогового гнета (и это, конечно, касалось не только оседло-земледельческих областей, но и кочевых и полукочевых районов Семиречья), особенно в связи с осуществлением Тоглук-Тимуром завоевательных планов, требовавших больших расходов на содержание войска, и с дальнейшим развитием феодальных отношений. Кроме того, оно подтверждает высказанное выше предположение о существовании в Могулистане примерно тех же налогов и повинностей, какие несли трудовые массы в подчиненных монголам странах. В XIII— XI вв. купчур был распространен во всех монгольских государствах, в том числе в Золотой Орде и в Чагатайском улусе.
Обозначал термин купчур в сущности два прямых налога, взимавшихся и с кочевников-скотоводов (в размере 1% от поголовья скота), и с оседло- земледельческого населения городов и селений в виде подушной или поголовной подати; он предназначался на содержание войск, почты, чиновничьего аппарата. В Казахстане, в том числе в Семиречье, купчур взимался с кочевого населения и в XV—XVI вв. Трудовая масса кочевников и полукочевников Могулистана обязана была нести воинскую повинность — службу в войсках племенного предводителя, который должен был являться к хану с военным отрядом (эмир тысячи — амир-ихазара — должен был являться с воинским отрядом в тысячу человек и т. д.). Эта повинность ложилась тяжелым бременем на рядовых членов племени, так как была связана с большими расходами, а главное — отрывала рядовых тружеников от производительного труда.
С развитием феодальных отношений росло социальное неравенство, росла эксплуатация крестьян- земледельцев и рядовых кочевников-скотоводов, носившая феодальный характер: эксплуатируемые массы выплачивали все более возраставшие налоги и подати, несли повинности и отработки в пользу феодального класса (главы племени, владельца удела или хана), которому фактически принадлежала вся земля.
Однако для более подробной характеристики налоговой системы в конкретных условиях Семиречья XIV—XV вв. мы не располагаем достаточным материалом.