Восточная Сибирь

Географическое описание Восточной Сибири.

Сведения о культурах Семиречья

Сведения о культурах, которые выращивали в то время, очень скудны. Это касается не только Семиречья, но и оседло-земледельческих районов Туркестана (Присырдарьи) и Мавераннахра; чаще всего зерновые культуры называются в источниках одним словом — «зерно». Тем ценнее те немногочисленные данные, которые касаются непосредственно территории Юго-Восточного Казахстана.

Во время похода 1389 г. Тимур где-то в районе Или выделил пяти своим эмирам владения  и повелел им заниматься там земледелием и благоустройством. «В соответствии с приказом они остались там и занялись благоустройством и земледелием». В «Зубдат ат-таварих» Хафиз-и Абру есть дополнительные сведения об этом факте, указываются конкретные причины предпринятых Тимуром шагов по развитию земледелия, названы и зерновые культуры: просо (арзан) и джугара (или кукуруза — зоррат).

Далее сообщается, что эмиры, «оставленные для занятия земледелием», окончив свое дело, присоединились к Тимуру. Трудно предположить, что тимуридские наместники в Могулистане могли в короткие сроки решить столь сложную продовольственную и хозяйственную задачу, имея перед собой «чистых» кочевников. Этот факт интересен потому, что свидетельствует о сохранении многовековой местной традиции выращивания названных культур.

Земледелием продолжало заниматься по традиции местное полукочевое и кочевое население, использовавшее для посевов зерновых культур места около зимовок, как это было и в других районах Казахстана. Как доказано советскими учеными, существования «чистых» кочевников-скотоводов, не связанных с земледелием, история не подтверждает. Население Семиречья издревле знало земледелие, выращивало необходимые для собственного потребления и сбыта продукты земледелия, о чем для предшествующего, домонгольского времени сведения многочисленны.

В то время, когда земледельческие оазисы в Юго-Восточном Казахстане еще не пришли в запустение, долина р. Или, пишет В. В. Бартольд, основываясь на письменных и археологических источниках, славилась выращиванием пшеницы. Здесь возделывались «все пять родов хлеба» . И хотя в рассматриваемый период из-за указанных выше социально-исторических факторов скотоводство стало в Юго-Восточном Казахстане преобладающим занятием населения, частично сохранилось и земледелие, в том числе выращивались и зерновые культуры. Описывая охоту, устроенную улусбеком эмиром Худайдадтом дугла, Мухаммад Хайдар сообщает, что всем участникам охоты эмир выдавал содержание в виде пшеничной муки, мяса , а также фураж для коней — ячмень.

В охоте, продолжавшейся почти три месяца каждую зиму, у него участвовало до трех тысяч человек.

Вполне очевидно, что не вся мука и ячмень, необходимые улусбеку, поступали из оседлых районов Кашгарии — какая-то часть поставлялась и подвластным ему могулистанским населением.