В период усиления феодальной раздробленности
П. П. Иванов, исследовавший феодальные отношения у кочевников Дашт-и Кипчака, писал, что господствующая верхушка племен, «обладавшая огромным количеством скота, исчислявшимся иногда, по словам путешественников XIV в., несколькими десятками тысяч единиц», фактически распоряжалась пастбищами. Вспомним в связи с этим, какие огромные стада скота имел дуглатский эмир Сайид Али, конечно же, распоряжавшийся и пастбищами как своей собственностью. Хотя эти пастбища и пахотные земли авторы «Тарих-и Рашиди», «Хафт иклим» и «Бахр ал-асрар» называют икта его деда Худайдада, т.е. земельным пожалованием, полученным за военную службу, по существу, они уже стали наследственной земельной собственностью.
Источники говорят о глубокой социальной и имущественной дифференциации, классовом неравенстве в кочевом и полукочевом обществе Могулистана в исследуемое время. В руках феодальной знати были сосредоточены огромные богатства, получаемые за счет эксплуатации податного населения. Например, в повиновении эмира Худайдада находилось до 64 тыс. семей (ханавар) — примерно около 300 тыс. человек, в основном подданные (утба), кочевали и жили в оседло-земледельческих оазисах в Восточном Туркестане как феодально зависимые люди на земле собственника-феодала. Только в личной дружине дуглатского эмира Сайида Али состояло до трех тысяч человек, на содержание которых (куналга) шли доходы с его владения, поставлявшиеся в виде налогов подвластным ему населением.
В период усиления феодальной раздробленности и децентрализации политической власти в стране усиливается самостоятельность отдельных феодальных владетелей, обособляются племенные группы во главе с их феодально-кочевой знатью (феодальные владения Камар ад-Дина дуглата, Енге-Тора и др.).
«Эта аристократия, возглавлявшая узбекские кочевые и полукочевые племена с их военно-племенной структурой, была носительницей центробежных стремлений, противилась политическому объединению страны и постоянно развязывала междоусобные войны». Аналогичную картину мы видим и в Могулистане. Во время феодальной междоусобицы в Семиречье в начале XV в., выразившейся в борьбе Шир-Мухаммад-хана и Вайс-хана за власть, члены посольства Шахруха отмечали несколько самостоятельных феодальных владетелей, распоряжавшихся своей землей как собственной и бывших совершенно независимыми в своих удельных владениях: некий Мухаммад-бек, который был хакимом (правителем) своей территории; Шир-Бахрам, владевший элем и обладавший полнотой власти, не признававший распоряжения правителей государства, в частности предписаний улусбека о свободном проезде посольства.