Другие стороны социальной жизни Могулистана
Уже одно то, что в Могулистане очень тесно переплетались различные формы феодального землевладения в оседло-земледельческих районах и районах с кочевым и полукочевым населением (земли инджу, мильки, особенно земли, находившиеся в руках кочевых феодалов на правах условно-феодального землевладения, часто включали в себя одновременно и кочевые скотоводческие, и оседло-земледельческие районы), а формы эксплуатации кочевых и оседлых трудящихся масс имели много общего,— уже это говорит о единстве феодального способа производства, феодальных общественно-экономических отношений у кочевых и оседлых народов. Феодальные отношения, определявшиеся характером землевладения и эксплуатации трудящихся масс, были господствующими в Могулистане (и Юго-Восточном Казахстане в том числе) изучаемого времени. Соответственно классовый, феодальный характер носила государственная организация правившего в Могулистане, как и в Ак-Орде и ханстве Абулхайра, феодального класса со всеми его государственными атрибутами по организации эксплуатации податной массы населения феодального общества.
Как и многие другие стороны социальной жизни Могулистана, государственно-административное устройство его относится до сих пор к числу неразработанных вопросов казахстанского средневековья. В целом имеющиеся источники говорят о феодально-эксплуататорском характере государства, существовавшего в Юго-Восточном Казахстане и Кир- гизстане во второй половине XIV—XV в.
Трудность начинается уже с наименования этого государства. Наиболее распространенным в первоисточниках и утвердившимся затем в исторических исследованиях названием государства ханов-чагатаидов, в середине XIV в. объединившего в одно политически целое районы Юго-Восточного Казахстана и Киргизии, является название Могулистан, т. е. страна могулов.
Так именует его Мухаммад Хайдар-мирза, наиболее последовательно придерживавшийся этого названия и вкладывавший в понятие Могулистан как историко-географическое, так и государственно-этническое содержание. Писавшие до него Низам ад-Дин Шами, Шараф ад-Дин Али-Йазди, Муин ад-Дин Натанзи и другие авторы тоже знали название Могулистан, но чаще использовали описательные наименования, образованные с помощью этнического термина. Мухаммад Хайдару следуют Махмуд бен Вали, Амин Ахмад Рази, Мирхонд и другие авторы. Разнообразны наименования, образованные как через общее этно-политиче- ское название населения, так и через собственное имя того или иного хана, то и другое в сочетании с принятыми тогда в исторических персо-, арабо-, тюркоязычных сочинениях терминами: вилайат, билад, мамлакат, йурт, улус и др.
Чаще других применялись два последних термина. Низам ад-Дин Шами пишет: «Вилайат-и могул» (Могульский вилайат, страна, область могулов), «Вилайат-и Тоглук-Тимур-хан»