Дорога на Дальний Восток
От станции Куэнга Транссибирская магистраль круто поворачивает на север и удаляется от долины Шилки. Железная дорога идет по долинам рек Куэнги и ее притока Алеура, Белого и Черного Урюма, большого Амазара и уходит за пределы области. Вдоль этих рек и железнодорожной линии сосредоточены главные населенные пункты. Хозяйственную специализацию района определяют месторождения цветных металлов, золота, каменного угля.
В долине Куэнги, левого притока Шилки, находится поселок Чернышевск (12 тыс. человек). Поселок получил свое название в память революционера-демократа Н. Г. Чернышевского, отбывавшего каторгу в Нерчинском крае. Экономика Чернышевска связана с обслуживанием железнодорожного транспорта и сельскохозяйственным производством. От Чернышевска железнодорожная ветка длиной 73 км ведет к поселку городского тина Букачаче (13 тыс. человек). Население Пукачачи занято в угольной промышленности. Пука-чачинские каменные угли — лучшие в области. Глубоко под землей в шахтах добывается до 1 млн. т в год высококачественного угля, который используется на железнодорожном транспорте, а также вывозится во Владивосток для бункеровки морских судов.
За Чернышевском железная дорога поднимается на водораздел между бассейнами рек Куэиги и Черной, переваливает через Алеурский хребет и далее идет по долинам рек Целого и Черного Урюма, уже в северо-восточном направлении. Недалеко от Чернышевска, в районе станции Бушулей, открыто Жирикенское месторождение молибденовых руд. Здесь в будущем возникнет поселок и будет построен крупный горно-обогатительный комбинат. По Черному Урюму и его притокам электрическими драгами и гидравлическим способом добывают россыпное золото. Поселки золотодобытчиков — Ксеньевка, Итака, Мостовка, Чалдонка и другие.
За очередным перевалом в долине Большого Амазара на железной дороге находится город Могоча (16 тыс. человек). Могоча возникла во время строительства Амурской железной дороги, а потом стала центром значительного золотодобывающего района. Население современной Могочи в основном работает на железной дороге. Хозяйственная жизнь Могочи очень тесно связана с севером Забайкалья. В городе располагаются базы и склады для обеспечения геологоразведочных и других экспедиций, работающих в северных районах Читинской области. Через него получает все грузы и северный Тунгиро-Олёкминский район. Могоча постепенно становится плацдармом широкого хозяйственного наступления на Забайкальский Север. Работающая на привозном топливе ТЭЦ, снабжает электроэнергией рудники и прииски.
К югу от Могочи находится поселок Ключевский (5 тыс. человек). Около поселка ведется добыча золота. На месте нынешнего рудника до революции английская компания основала небольшое горнорудное предприятие. В годы первых пятилеток рудник стал снова работать, постепенно наращивая свою производственную мощность. В послевоенные годы вошел в строй большой карьер, новая обогатительная фабрика, электростанция. Карьер врезался в массив высокой сопки. Борта карьера спускаются вниз рядом десятиметровых уступов, на которых стоят экскаваторы. Непрерывной цепью движутся тяжелые самосвалы, а несколько в стороне, по склону горы, семью каскадами расположено здание обогатительной фабрики. Руда поступает на самый верх каскада и далее самотеком переходит из одной секции в другую, подвергаясь сложному процессу обработки.
Рядом с Ключевским находится поселок Давенда (4 тыс. человек). Здесь добывают молибденовую руду. Рудник был основан в период Великой Отечественной войны, когда стране так нужен был этот ценный металл. К югу по речке Давенде есть золотоносные россыпи. Большое количество благородного металла здесь добыто было старателями до революции. Сейчас россыпи золота промывает крупная электрическая драга.
К востоку от Могочи лежит поселок Амазар (5 тыс. человек). Население его занято на железнодорожном транспорте и на лесозаготовках. Небольшая станция Утени (еще восточнее) — последняя в Читинской области.