Восточная Сибирь

Географическое описание Восточной Сибири.

zsmsputnik.ru ООО «Спутник».

Борьба за землю

Ожесточенной борьбой за землю, за пастбища феодальной знати племен насыщены полтора столетия истории Могулистана. Таковы интересные факты из «Тарих и Рашиди» о захвате феодальной знатью племен отдельных районов, больших участков земли в свою собственность, закреплявшуюся строительством крепостей. Мирза Хайдар подчеркивает, что не племя захватывало ту или иную территорию, а феодальная верхушка племени, тот или иной ее представитель, превращавший захваченную землю в личную собственность.

Подтверждением феодальной зависимости , определенной этно-территориальной группы (эля, улуса и т. д.) от того или иного феодала или члена правящей династии и соответственно феодального владения им юртом является, в частности, определение такого коллектива не только через его этническое название, но и через имя феодала, в зависимости от которого эта группа находилась. Как известно, эль  — этно-политический, этно-административный термин, обозначающий коллектив людей и равнозначный племени или союзу племен, народу; улус — более крупная этно-политическая группировка (союз племен), составлявшая у кочевников удел представителей правящей династии, иногда термин улус равнозначен термину государство (например, улус Джучи). В письменных источниках наряду с употреблением таких определений, как эль и улус булгачи, эль булгачи , эль барин , эль и улус джете , могульский эль и улус, т. е. наряду с обозначением людей определенного племени (или всего государства) через его этническое имя, широко употребляются и определения эля и улуса по принадлежности его тому или иному представителю феодально-племенной аристократии: эль и улус Хизр-Ходжа-оглана или улус Хизр-Ходжа-оглана , эль и улус эмира Камар ад-Дина дуглата  или эль Камар ад-Дина, эль эмира Ху- дайдада , эль ва хашам (т. е. люди, свита) Камар ад- Дина , эль Енге-тора, эль и улус эмира Джаханшаха дуглата , т. е. этнический коллектив, группа людей находились в феодальной зависимости от того или иного эмира (бека). Это же мы наблюдаем и в материалах  по истории Дашт- и Кипчака: эль и улус Бурундук-ха- на, эль и улус Касим-хана , улус Хамза-султана и т. д.

Группа людей, называемая элем и улусом, подчиненная тому или иному беку (эмиру) и находившаяся под его административно-политической властью, кочевала на определенном участке земли — юрте (йурт),—- который был практически в собственности этого вождя племени или предводителя племенного объединения (группы племен, одновременно поддерживавших названных выше представителей кочевой аристократии). Они владели этим юртом на правах собственности. Кочевая знать, владевшая огромными стадами овец и табунами лошадей, захватывала в свое личное пользование лучшие пастбища и земли для посевов. Есть и прямые свидетельства о принадлежности того или иного юрта феодальному владетелю: Каракол был йуртом Енгетора; земли около Иссык-Куля в районе Кочкара — Джумгала названы юртом эмира Джаханшаха дуглата. Подчиненные им рядовые кочевники (как и земледельцы в оседло-земледельческих владениях дуглата Худайдада в Аксу, Куче и других городах Восточного Туркестана) были лишь временными держателями того или иного отрезка земли или участка пастбища. Между предводителями племен шла борьба за пастбища, лучшие кочевья, водные источники и пахотные земли, и они поддерживали тех представителей правящей династии, которые могли им помочь удержать земли или захватить новые. Рядовые члены племени, у которых было мало скота, пользовались «общими» пастбищами лишь в незначительной степени (не имеющие скота вообще исключались из пользования ими); зажиточные же скотовладельцы фактически всегда пользовались, как своей собственностью, лучшими пастбищными и посевными землями.