Политическая обстановка в Чагатаидском государстве
Политическая обстановка в Чагатаидском государстве также способствовала дальнейшему упадку. Феодальные междоусобицы в первой половине XIV в. довершили начавшийся ранее процесс запустения, гибели оседло-земледельческой и городской жизни в Юго-Восточном Казахстане. Махмуд бен Вали пишет о борьбе в Чагатайском улусе сыновей Дувы и Хайду: «В то время, когда наши отцы враждовали с вашими и вели борьбу, много людей погибло, области были опустошены, владения были превращены в мираж, а земля на пашнях иссохла. Нигде никакое важное дело не продвигалось вперед и не завершалось. Кроме того, в междоусобных битвах и сражениях обе враждующие стороны потеряли много воинов, верховые и вьючные животные обессилели и изнемогли. Казна у тех и других опустела, города и строения разрушены, а люди покинули их и превратились в бродяг». Об упадке городской и земледельческой жизни Семиречья во время междоусобиц в Чага- таидском государстве в первой половине XIV в. писал неоднократно В. В. Бартольд.
К середине XIV в. Юго-Восточный Казахстан с его древней высокоразвитой городской и оседло-земледельческой культурой — накануне монгольского нашествия крупнейшими городами Семиречья, как известно, были Баласагун, Тараз, Алмалык, Алмату, Каялык, Илибалык, Ики-Огуз (у Рубрука — Эквиус) и многие другие большие и малые города и поселения — был практически превращен, за исключением Юго-Западной территории, в район преимущественно кочевого и полукочевого скотоводства. Широко известное исследователям свидетельство очевидца — арабского географа первой половины XIV в. Ал-Омари (из соч. «Масалик ал-абсар фи мамалик ал-амсар») — достаточно красноречиво говорит об этом запустении: «Издали виднелось хорошо построенное селение, окрестности которого покрыты цветущей зеленью.
Приближаешься к нему в надежде встретить жителей, но находишь дома совершенно пустыми. Все жители страны — кочевники и нисколько не занимаются земледелием». Упадок оседло-земледельческой культуры и в Западном Семиречье, в долинах Чу и Таласа, хорошо подтверждают и археологические материалы, полученные казахстанскими и киргизскими археологами.
«В целом картина запустения городищ в Чуйской и Таласской долинах разительная. В этих районах, некогда бывших центрами развитой оседло-земледельческой культуры, где находились около 200 пунктов деятельности оседлого человека в домонгольское время, в XIII—XIV вв. насчитывается лишь около двух десятков городищ, в которых жизнь продолжалась в очень скромных размерах». Из семи городищ Чуйской долины после XIV в. продолжает существовать только Аспара.