Примечательный факт земельных пожалований
Тарханные права улусбеков, в частности право о девяти преступлениях, подробно описаны Мухаммад Хайдаром: «Из поколения в поколение любого из потомков эмира Пуладчи пусть не наказывают до тех пор, пока он не совершит девять преступлений. Когда же он совершит девять преступлений, пусть его привозят в место суда верхом на белом коне-двухлетке, под ноги коня пусть бросят девять белых кошм для возвеличивания всадника. Его слова пусть передает хану эмир барлас, а слова хана доводит до него с возвышения где, сидит хан другой эмир барлас. Когда таким образом будет произведен допрос и его преступление окажется заслуживающим смертной казни, то после подтверждения девяти преступлений пусть сделают кровопускание из вен...». Мирза Хайдар не называет эти права своих предков тарханными , но, по существу, они были таковыми, а во многом и шире. Земельные владения эмиров дуглатов также освобождались от уплаты налогов.
Должность улусбека была наследственной привилегией рода дуглатов, все 12 «пожалований» передавались вместе с нею из поколения в поколение главе дуглатов по прямой линии наследования .
В целом же в источниках нет достаточных сведений для определения административных обязанностей как улусбеков — высших государственных чиновников, так и других, стоящих ниже на административной лестнице. Рассматривая политическую историю Могулистана второй половины XIV—XV в., мы видели, что в условиях роста феодальной раздробленности и усиления самостоятельности отдельных представителей военно- феодальной знати власть улусбека часто сходила на нет. Борьба за влияние на ханов велась не только между главами различных племен, отдельными группировками военно-феодальной знати, но иг внутри самой племенной верхушки дуглатов.
О том, что в Могулистане, как и в Ак-Орде и ханстве Абулхайра, практиковались тарханные пожалования, говорят и другие примеры ш. Тарханные права, как и вышеперечисленные права дуглатов, давались ханами феодально-племенной знати за военные и другие личные заслуги перед ханом. Имелись и другие формы условных земельных и должностных пожалований.
В «Тарих-и Рашиди» содержится, например, такой примечательный факт земельных пожалований за военную службу и личные услуги хану. Во время битвы с калмаками (ойратами) могульский хан Вайс чуть было не попал в плен, так как под ним был убит конь. Служивший у него дуглат эмир Сайид Али дал ему своего коня, переправил через Или и оказал другую помощь. «За эти пять поступков хан пожаловал ему (джолду даде аст) 5 аймаков: один туркат, второй хи- бат-ширасут, третий — узбек — один из аймаков, что находятся в Хотане, четвертый — дару га, тоже из аймаков Хотана, пятый — кука-аймак, который тоже находится в Хотане» Сохранилось известие о том, что население области Кашгара и Яркенда делилось в то время на четыре социальные группы: «Первая — туман, к ней относятся раийаты (т. е. податное оседло-земледельческое население); вторая — кучин, которая состоит из воинов; третья — аймак (т. е. кочевые роды и племена); четвертая — арбаб (т. е. собственники земли, феодалы)» ш. Хотя в указанном выше факте пожалования кочевых аймаков в управление Сайиду Али сведения об аймаках, три из которых находятся в области Хотана, относятся в основном к Восточному Туркестану (где находились два других — неизвестно), он интересен и для исследователей казахстанского средневековья тем, что, во-первых, и Восточный Туркестан и собственно Могулистан (Семиречье) входили в это время в одно государтсво могульских ханов и, следовательно, такого же рода пожалования, безусловно, имели место и на территории Юго-Восточного Казахстана и Киргизии.
Во-вторых, оно интересно тем, что пожалование аймаков, т. е. кочевых родов, упомянуто вместе с районом их обитания, и это подтверждает, что кочевые роды и племена были привязаны к вполне определенной территории и что в феодальное условное пожалование входила земля вместе с кочевым и полукочевым населением, на ней обитавшим, пользовавшимся пастбищными и пахотными угодьями этой территории. В «Тарих-и Рашиди», «Бахр ал-асрар» и других источниках также приводятся факты пожалования городов и их земледельческой округи ханами Могулистана в удельное владение членам ханского рода и представителям военно-феодальной родо-племенной аристократии за службу или услугу (военную помощь, например) на завоеванных территориях в Црисырдарье (Туркестане), в районе Ташкента, Ферганы и в Восточном Туркестане (города Аксу, Бай, Куча и др.).
Верхушка кочевых племен получала в пожалование районы, населенные оседлыми земледельцами, а нетолько имела в своем владении кочевые районы Могулистана, т. е. северо-восточного Семиречья и Тянь-Шаня.