Восточная Сибирь

Географическое описание Восточной Сибири.

Степные районы Казахстана

Вместе с земледелием на юго-западе Семиречья первое время сохранялась в некоторой степени и городская жизнь. В этом сказались более древние и более устойчивые традиции оседло-земледельческой и городской жизни на этой территории Казахстана. В конце XIII — первой половине XIV в. еще оставался центром земледельческого округа гор. Тараз. Археологи отмечают некоторое оживление экономической жизни в юго-восточной части Таразского округа, где функционировало несколько небольших городов (Шельджи и др.) , что способствовало поддержанию и земледельческого хозяйства.

Несколько особняком стоит вопрос о крепостных и мемориальных сооружениях того времени, представляющий интерес как в плане изучения истории производительных сил и материальной культуры, так и с точки зрения военной истории и распространения ислама. По свидетельству письменных источников, с которыми вполне согласуются данные археологических исследований, в XIII—XIV вв. были осуществлены некоторые строительные работы в Таразе и его округе (в основном культовые здания в связи с утверждением ислама в этих районах). В конце XIV — начале XV в. Тимур возвел крепости в захваченных им Ашпаре, Йанги (Таразе), в гор. Иссык-Куле и в некоторых других местах.

Позднее, сообщает Мухаммад Хайдар, было начато строительство небольших крепостей в Алабуге, на Атбаши, в местности Кой-Суй на Иссык-Куле и в других местах могульской феодальной знатью, стремившейся в период усиления феодальной раздробленности в Могулистане укрепить свою самостоятельность различными мерами, в том числе и строительством крепостей.

Наиболее значительными архитектурными памятниками были мавзолей Тоглук-Тимур-хана, возведенный рядом с Алмалыком в 60-х гг. XIV в., мавзолей Тик-Турмас в Таласской долине, гумбез Манаса (XIV в.) и др. В начале XV в. могулистанский хан Мухаммад соорудил на северном берегу озера Чатыр- куль караван-сарай, от которого, по Мухаммад Хайдару, и получил свое название перевал Таш-рабат. Он служил, очевидно, убежищем для проходящих караванов. Однако отдельные факты строительства в XV в. не дают основания говорить о стабилизации состояния городской жизни на рубеже XIII—XIV столетий в Западном Семиречье на время существования здесь государства Могулистан (во второй половине XIV — первой половине XV в.). Даже археологический материал крупнейшего в прошлом города юго-запада края, Тараза, для XV и XVI вв. крайне «незначителен и невыразителен». Некоторое оживление городской жизни и ремесленного производства второй половины XIII — первой половины XIV в. сменилось, таким образом, упадком в последующий период.

Переломные процессы в хозяйственной жизни района не могли не отразиться на характере и интенсивности торговых связей местного населения. С постепенным затуханием городской жизни, ремесла, сокращением земледельческого производства сошли на нет возможности для торговли внутри региона, изменился характер и направление внешней торговли. В предшествующий период, в домонгольское время, когда в Юго- Восточном Казахстане, особенно в юго-западной части края, была развита городская жизнь, население этого района поддерживало торговые отношения не только со Средней Азией и Китаем через знаменитый торговый «шелковый» путь, но и с другими районами самого Казахстана. Степные районы Казахстана получали из Семиречья, как и из Южного Казахстана, предметы ремесленного производства и продукцию земледелия.