Оседло-земледельческая и городская культура Семиречья
Как установлено исследованиями казахстанских и киргизских археологов и как это явствует из письменных источников, после завоевания монголами Семиречья произошел резкий упадок городской и оседло-земледельческой культуры, имевшей большое развитие на этой территории в предшествующий период. Хотя материалы исторических сочинений и археологические данные почти не говорят о том, что в Семиречье непосредственно само монгольское нашествие оставило руины, как это было в Средней Азии, Иране и других странах , однако и письменные источники, и археологические свидетельства достаточно красноречиво рисуют картину последующего почти полного исчезновения городской и оседло-земледельческой культуры в Юго-Восточном Казахстане и превращения культурных земель в пастбища именно под влиянием господства в этом крае монгольских завоевателей. Исследования археологов, в частности А. Н. Бернштама, К. М. Байпакова, и др., показали, что археологический материал городищ Семиречья относится к периоду не позднее XIII—XIV вв. Факт запустения земледельческих и городских поселений уже в XIII в., распространения кочевого скотоводства как преобладающей отрасли хозяйства края подтверждается свидетельствами письменных источников. Вильгельм Рубрук, посетивший Семиречье всего лишь 30 лет спустя после монгольского нашествия, одним из первых оставил свидетельства о разрушении городской культуры. Прежде на равнине между Или и Караталом «находилось много городков, но по большей части они были разрушены татарами, чтобы иметь возможность пасти там свои стада, так как там были наилучшие пастбища».
В Семиречье, где стыковались три монгольских улуса и находились ставки вождей с их многолюдными «орду», т. е. двором, свитой, с многочисленными войсками, в течение нескольких десятилетий стекались массы монгольских кочевников, которые сохраняли свою форму хозяйства, требовавшую обширных земельных угодий. Стремление завоевателей к безграничному расширению своих пастбищ привело к уничтожению городских и сельских поселений, к вынужденному переходу и местного населения к кочевому и полукочевому скотоводству.
Оседло-земледельческая и городская культура Семиречья начала разрушаться, следовательно, не в начале XIV в. (как это не раз отмечал В. В. Бартольд, считавший, что само нашествие не принесло разрушений в Семиречье ), а уже в XIII в. во время монгольского нашествия и сразу же после него. Если даже монголы не разрушили города Семиречья в момент нашествия (во всяком случае, сведения об осаде и разрушении этих городов не попали в письменные источники), как это было в Южном Казахстане, Средней Азии, то вскоре они привели их к упадку, очищая земли под пастбища и уничтожая питавшую города земледельческую округу. Разрушение селений, вытаптывание многочисленными табунами и отарами посевов, уничтожение садов, ирригационной системы, уничтожение и рассеивание оседло-земледельческого населения, прекращение торговой жизни городов, их экономических связей с соседними городами и земледельческими округами, в частности с Южным Казахстаном, — все это подрывало экономическую и социальную основу существования городов в Семиречье, особенно в его центральной (долина Или) и северо-восточной части , уже в первые десятилетия монгольского господства.