Административное устройство Могулистана
Родо-племенная этническая структура организации населения изучаемого региона XIV—XV столетий была подчас затушевана военно-феодальной системой организации государства. Рассмотренные выше формы феодальных земельных владений крупной кочевой аристократии скрывали в себе племенные деления, хотя, как отмечено выше, не всегда совпадали. Удельные держания были иногда шире племенных объединений. Но часто улусы, эли и другие этнические единицы выступали как феодальные владения; земельные владения, с одной стороны, являлись экономической основой власти класса феодалов во главе с ханом, с другой — основой системы организации административного управления государством.
Административное устройство Могулистана, социальная структура во многом были такими же, что и в государстве Абулхайр-хана и Казахском ханстве. Социальной базой государства являлись феодальные классы. Главой государства был хан, власть которого формально была наследственной по прямой линии или передавалась старшему в роду. Однако, несмотря на это, по традиции осуществлялся акт провозглашения, избрания хана предводителями племен во главе с улусбеком, и от их воли зависело, будет ли поднят ханом прямой наследник, старший в роду или какой-то другой претендент.
Так, в «Тарих-и Рашиди» сообщается, что улусбек Худайдад организовал избрание, поднятие на ханство шести ханов. Абд ар-Раззак Самарканда говорит, что «эмиры посадили на ханский трон Шир-Мухаммад-хана». Дальнейшее правление хана также почти всегда зависело от воли феодально- племенной верхушки. Авторы сочинений неоднократно говорят о совещаниях ханов со своим окружением — со знатью и приближенными) по поводу различных государственных дел.
В частности, упомянуты советы, на которых обсуждались планы походов Тоглук-Тимура на Мавераннахр, меры по отражению войск Тимуридов; в «Тарих-и Рашиди» подробно и красочно описан совет Хизр-Ходжа-хана со знатью о политических и экономических притязаниях Тимура, предъявленных завоевателем могулистанскому правителю перед походом в Китай. Власть хана была в значительной степени ограничена могуществом феодальной племенной знати.
Формально правители крупных племен, улусов, племенных объединений находились в вассальном подчинении по отношению к хану — главе государства. Как уже говорилось, они возглавляли или получали в удел, в управление от хана племя или часть племени, или несколько племен вместе с их кочевьями, за что должны были участвовать в военных предприятиях хана, являться к нему с соответствующим войском, поставлять хану часть взимавшихся с подвластного населения налогов. Хан, имевший только личную дружину нукеров, не располагал иной военной силой, кроме этих ополчений.