Новые слои феодальной знати
С дальнейшим усилением феодального гнета, развитием и углублением феодальных отношений все более нищали рядовые кочевники, попадавшие в еще большую зависимость к своему феодальному правителю — племенному вождю. Обнищание рядовых кочевников племени и рост богатства (главным образом, численности стада, недаром словом мал обозначает в персидском языке и в заимствовавших его тюркских языках и богатство, и скот) кочевой знати приводили к еще более прочному закреплению пастбищ в руках верхушки племен. Собственность на скот непременно влекла за собой и фактическую собственность на земли, пастбища в первую очередь. С другой стороны, все более нищавшие рядовые члены кочевого племени с потерей скота теряли и права пользования пастбищами.
Политическая история Юго-Восточного Казахстана второй половины XIV—XV в. насыщена фактами постоянной междоусобицы, борьбы и ханов и отдельных феодалов за власть, за расширение территории. Целью завоевательной политики правителей Могулистана было и увеличение числа подданных, с которых можно было бы взимать налоги. На востоке они пытались занять Хами, Турфан, на западе — Туркестан и Фергану» В первом случае их устремления сталкивались с интересами ойратских феодалов, во втором — правителей Ак-Орды, Абулхайр-ханом, Шайбанидами и казахских владетелей.
Ханы Могулистана стремились найти поддержку среди могульской кочевой знати как активной завоевательной политикой, так и земельными пожалованиями. Старая родо-племенная знать могульских кочевых племен не всегда была опорой ханской власти, поэтому ханы стремились окружить себя людьми надежными, обязанными своим положением именно данному хану.
Таким образом формировались новые слои феодальной знати, служившие верой и правдой хану, которым предоставлялось уже не только условное пожалование эля и его юрта, но и пожизненное владение земельной собственностью, переходившей по наследству. С такой целью было сформировано, например, окружение (хвасс ва мокаррабан) Хизр-Ходжа-хана. Мирза Хайдар дает свое объяснение этому: когда улугбек-дуглат эмир Худайдад прятал малолетнего сына Тоглук-Тимура от преследований поднявшего мятеж эмира Камар ад-Дина, он, по совету своей матери, отправил с ним «двенадцать человек ив простолюдинов. Впоследствии Хизр-Ходжа-хам возвысил их, предоставив им высокие должности и уделы. «Каждый из них стал эмиром и поныне живы их (потомки). В том числе один был из Джиграка, эмиры итарджи происходят из его рода. Другой был купец (таджир) из Хорезма, от которого ведут свой род эмиры кончи. Еще был охотник из Чалыша, его сыновья тоже стали эмирами, кушчи — их лакаб, но их зовут также кукельдаш. Все эти люди достигли ранга эмиров, остальные из тех двенадцати человек тоже стали должностными лицами» Термин кукелъташ, кукельдаш имеет прямое значение «молочного брата», воспитывающегося вместе с ханскими сыновьями, но в административной лестнице феодальных государств он означал также высокую должность воспитателя, дядьки ханских отпрысков; лицо, носившее тйтул кукельдаш, было равно по социальному значению атабеку (или аталыку) 10°. Как и в соседнем государстве Абулхайра, в Казахском ханстве кукельдаш выполнял обязанности атабека, аталыка в качестве воспитателя наследника ханского трона, затем при необходимости — регента при несовершеннолетнем правителе и впоследствии оказывал большое влияние на своего воспитанника, когда тот становился уже самостоятельным правителем.
Так что упомянутые выше эмиры кушчи, наследственно исполнявшие функции кукельташа при ханском дворе Могулистана, имели большое значение в должностной феодальной иерархии. Эмиры кончи также упоминаются впоследствии в «Тарих-и Рашиди» как предводители одного из самых крупных туманов (или объединения племен), с которыми вступали в родственные связи ханы Могулистана.
Очевидно, под именем кончи скрывались этнические группы, известные позднее под другими названиями ; в те же времена, о которых идет речь, они были предоставлены упомянутому торговцу из Хорезма в удел вместе со званием эмира.