Восточная Сибирь

Географическое описание Восточной Сибири.

Общинный характер землепользования

В оседло-земледельческих оазисах и городах Юго- Западного Семиречья (например, в районе Тараза при мечетях и мавзолеях) и Кашгарии, в присоединенных к Могулистану в конце XV в. Ташкенте, Сайраме, т. е. в тех районах, постоянно или временно входивших в состав Могу листана, где было сильно влияние мусульманского духовенства и где находились материальные атрибуты его власти в виде мечетей, мавзолеев, разных «святых мест», безусловно, были вакуфные земли, однако сведений о них в источниках нет.

Для условий феодального Семиречья, т. е. собственно Юго-Восточного Казахстана XIV—XV вв., не характерно разнообразие различных видов (категорий) феодального землевладения. Но вполне определенно можно отметить сочетание государственной феодальной собственности на земли, номинально принадлежавшие верховному владельцу — хану, с довольно развитой системой условного землевладения феодальной знати, при общинном землепользовании с сохранением многих патриархально-родовых традиций в кочевых районах.

Феодальные отношения в изучаемом регионе, как и в других странах Востока, существовали не в чистом виде. Складывавшиеся общественно-экономические отношения феодального типа были опутаны с самого начала пережитками патриархальных и общинно-родовых связей. Родо-племенная и военная организация древних кочевников использовалась подымающимся классом феодалов для экономической эксплуатации и политического подчинения рядовых кочевников-скотоводов, для защиты своих интересов в условиях растущего социального неравенства и классового протеста трудовых масс. С разложением первобытных отношений у кочевников и формированием феодальных на общинную собственность на землю «была наложена феодальная собственность верхушки кочевого общества при сохранении общины в той или иной ее форме... Коллективная, общинная форма собственности на землю у кочевников после образования классов и государства сохранилась, но рядом с ней возникла другая, монопольная собственность феодализирующейся верхушки».

Общинный характер землепользования, сохранявшаяся родо-племенная структура кочевого и полукочевого населения и патриархальные отношения, которыми умело прикрывала свою эксплуататорскую сущность феодальная родо-племенная верхушка (о них есть данные в материалах соседних районов Казахстана более позднего времени), — все это было характерно для общественных отношений Могу листана и для средневекового Казахстана в целом. Роды и племена внешне выступали владельцами пастбищной земли, пахотных участков ; члены рода использовали эту землю на общинных началах. Но фактическое право собственности на все земли было в руках феодального класса в лице хана (верховного владельца всей земли), султанов (правителей уделов), баев, эмиров, беков (феодальных глав родов и племен).

Отсутствие документальных (актовых) материалов, подтверждающих феодальное землевладение или частную феодальную собственность на пастбищные земли, компенсируется рассмотренным выше материалом из нарративных источников, доказывающим фактическое наличие весьма устойчивого права феодально-кочевой знати распоряжаться землей, принадлежащей формально племени, роду, общине.