Восточная Сибирь

Географическое описание Восточной Сибири.

Феодальные войны в Могулистане

По другой версии, Камар ад-Дин поднял мятеж лишь после смерти Ильяс-Ходжи. Махмуд бен Вали поддерживает версию, изложенную Натанзи, но в отличие от него пишет? что убийство произошло после возвращения хана из Самарканда.

«При всем противоречии обеих версий, — замечает Мухаммад Хайдар, ссылаясь на могульские устные предания, — важно одно : поскольку не стало больше могущественного хана Тоглук-Тимура, эмир Камар ад-Дин... убил восемнадцатилетнего хана, а ханский титул присвоил себе. В Могулистане начались беспорядки».

Камар ад-Дин уничтожил якобы всех членов ханской семьи, за исключением последнего отпрыска Тоглук- Тимур-хана малолетнего Хизр-Ходжы, которого, по Мухаммад Хайдару, улусбек эмир Худайдад дуглат надежно спрятал на юге Кашгарии.

Длительное время Камар ад-Дин пытался подчинить феодально-племенную знать. Отсутствие сильной власти вызвало полную дезорганизацию политической и хозяйственной жизни в стране, что отмечает Мухаммад Хайдар: «Эмир Камар ад-Дин занимался в Могулистане делами управления ханством и устраиванием всех дел. Но вследствие противодействия эмиров в стране]был беспорядок и раздоры... Эмиры, все без исключения, всячески, как только было возможно, прилагали усилия к противодействию ему».

Очевидно, что эмиры не столько желали возвращения центральной власти в руки «законного» хана-чингизида, сколько не хотели возвышения одного из таких же племенных вождей. Нежелание допустить к верховной власти дуглатов, которые занимали самые высокие государственные посты и играли важную роль при ханском дворе, было причиной противодействия со стороны эмиров различных племен намерению Камар ад-Дина захватить верховную власть.

В конце концов он, очевидно, подчинил себе значительную часть могульских племен (в тимуридских источниках при описании набегов Тимура его противником часто называют именно Камар ад-Дина, до тех пор, пока не стал ханом Хизр-Ходжа).

Тот факт, что в Могулистане практически не было централизованной власти даже при наиболее сильном правителе (Тоглук-Тимур-хане), объясняется тем, что не созрели объективные условия для объединения территории Могулистана. Хотя образование Могулистана как независимого государства и было некоторым положительным сдвигом в дальнейшем этническом формировании казахских племен (как и киргизских), в целом оно закрепляло оторванность этой части тюркского населения от родственного населения остальной территории Казахстана.

Оно оформляло в рамках этой государственности также племена киргизского союза на Тянь-Шане и части Семиречья, особое положение в государстве занимала уйгурская народность. Феодальные войны в Могулистане, которые вели представители верхушки этих этнических групп, отражали их обособленность внутри государства. Этно-политические объединения внутри Могулистана, в свою очередь, фактически состояли из самостоятельных феодальных владений родо-племенной знати.