Тарих и Рашиди
Исследователи средневековой истории Средней Азии и Казахстана высоко оценивают труд Мухаммад Хайдара. Его справедливо считают «единственным в наши дни источником по истории Могулистана XV—XVI вв.», приводящим «весьма ценные сведения о положении страны».
«Тарих и Рашиди» — широко известное востоковедческой науке сочинение. Для изучения истории казахов и Казахстана впервые его привлек В. В. Велья- минов-Зернов. Сведения о биографических данных Мухаммад Хайдара почерпнуты из его же сочинений и не раз публиковались исследователями, начиная с В. В. Вельяминова-Зернова и В. В. Бартольда и кончая современными исследователями истории казахов, киргизов и узбеков. Мухаммад Хайдар-мирза (1500—1551 гг.) написал свое сочинение в 1541 — 1546 гг. Он был потомком улусбеков из племени дуг- лат, игравших большую роль в истории государства могульских ханов. По родственным и служебным отношениям (он был двоюродным братом хана Могулистана Султан Саида, внуком Йунус-хана и двоюродным братом основателя династии Великих Моголов в Индии Захир ад-Дин Мухаммад Бабура, а также воспитателем сына могульского хана Султан Саида Абд, в честь которого и названо его сочинение) Мухаммад Хайдар знал в подробностях историю своего племени, хотя относился к ней небеспристрастно, и историю правления могульских ханов и Могулистана в целом. В его руках были некоторые, правда, немногочисленные, документы, в частности жалованные тарханные грамоты правителей Могулистана дуглат- ским эмирам — улусбекам; ему известны были «устные предания» могулов (и дуглатов, в частности), на которые он неоднократно ссылается; возможно, Мухаммад Хайдар имел и какие-то письменные могульские летописи, во всяком случае, он сам пишет об этом: «От него Маулана Ходжа Ахмада я слышал, что в летописях наших предков так написано...».
Использованы им также многочисленные исторические сочинения, как известные современной науке (среди них сочинения Йакута, Джамал ад-Дина Карши, Ата Малика Джувайни, Рашид ад-Дина, Хамдаллаха, Абд Самарканди, Шараф ад-Дина Али Йазди и др.), так и не дошедшие до нас. Источником его информации были также современники, «заслуживающие доверия могулистанцы», а также ближайшие предки — отец, дед, другие родственники.
Сочинение Мирзы Мухаммад Хайдара настолько богато совершенно оригинальным материалом не только по истории Могулистана и Восточного Туркестана, но и многих соседних государств и народов (Средней Азии, Казахстана, Тибета и др.), что оно послужило первоисточником многим последующим авторам как средневековья, так и современности. Его сведения перешли во многие сочинения авторов XVI—XVII вв. («Бахр ал-асрар фи манакиб алахйар» Махмуда бен Вали, «Хафт иклим» Амин Ахмада Рази и др.). Современные исследователи истории Средней Азии тех веков, касавшиеся отдельных событий в Могулистане, также признают первостепенную значимость труда Мирза Хайдар дуглата для исследования истории этого государства.
«Единственный источник, на котором основываются почти все наши сведения о жизни Могулистана XV — начала XVI в. — «Тарих- и Рашиди» Мухаммад Хайдара, больше всего касается вопросов политической истории, почти не затрагивая вопросов о составе и быте населения», — писал П. П. Иванов.
«Мирза Хайдар единственный автор, подробно восстанавливающий события в Могулистане»,— пишет С. А. Азимджанова.
«Мирза Мухаммад Хайдар, работы которого являются единственным в наши дни источником по истории Могулистана XV—XVI вв., приводит весьма ценные сведения о положении страны»,— соглашается с ней Б. А. Ахмедов .