Жители округа Предбайкалья
Жители округа живут теперь оседло. Реже стали перекочевки на зимники и летники, а для ухода за скотом выделяются специальные бригады. Дома в современных улусах — русского образца, с деревянным полом, печами. Все реже встречаются деревянные восьмиугольные юрты. Прежде улусы большой частью застраивались беспорядочно, без четко обозначенных улиц. Редкие хозяева имели надворные постройки, а для скота устраивались загоны, огражденные жердями, Теперь в улусах, как и в селах, дома ставятся в линию, появляются улицы. Для скота личного пользования строятся животноводческие помещения. В большинстве бурятских домов теперь то же убранство, что и у русских: столы и кровати, шифоньеры, книжные шкафы, занавески на окнах; радиоприемники, телевизоры, холодильники, стиральные машины стали обычными в хозяйстве.
С братской помощью русского народа буряты развивают свою национальную культуру. Трудно даже представить себе изменения, происшедшие в жизни бурят за последние годы. Перед революцией 1917 года 97% населения округа не умело ни читать, ни писать. Сейчас неграмотных нет. Дети обучаются в 290 школах, есть педагогическое училище, три училища механизации, сельскохозяйственная школа. Каждый третий житель округа учится, а из каждых 100 человек 10 обучаются в вузах.
В селах, улусах открыто более 100 библиотек, 300 Домов культуры и клубов, более 300 киноустановок. Созданы народный театр, окружной краеведческий музей, издаются четыре газеты, одна из них — выходит на русском и бурятском языках. Кино, радио, телевидение, книги, газеты стали жизненной потребностью для бурят. Уже много лет бурятский народ имеет свою письменность, и школах преподавание ведется на родном языке.
Из среды бурят округа много талантливых артистов, художников, писателей, более 100 докторов и кандидатов наук, три генерала Советской Армии, прекрасные хозяйственные руководители. В округе три Героя Советского Союза. Далеко за пределами округа известно имя старейшего писателя — улегерши (сказителя) Аполлона Тороева, книги которого выдержали уже не одно издание.
Ушли в безвозвратное прошлое шаманизм и шаманы. Если же говорить об обычаях прошлого, то из них сохранился народный праздник сурхарбан. Это весенний праздник урожая, когда жители нескольких улусов собираются вместе, соревнуются в скачках на лошадях, в стрельбе из лука, в борьбе, устраивают потешные игры, танцы. На празднике выступают коллективы художественной самодеятельности, концертные бригады.