Восточная Сибирь

Географическое описание Восточной Сибири.

Восточная часть Тувы

Восточная часть Тувы — горная, наибо­лее приподнятая (до 1560—1700 м), резко пересеченная территория. В среднем тече­нии Бий-Хема лежит Тоджинская котло­вина, в верхнем течении Ка-Хема — Тере-Хольская котловина. Стекающие в эти котловины реки, пересекая плотные поро­ды, образуют пороги и водопады; в самих котловинах много озер. Озеро Тере-Холь — одно из самых крупных в Туве. Иногда реки соединяют несколько озер в краси­вые ожерелья, обрамленные горным ле­сом. Их воды омывают нагромождения ва­лунов, скалистые обрывы или спокойно набегают на широкие песчаные пляжи, безлесные участки Тоджинской котлови­ны покрыты высокотравными лугами, а в Тере-Хольской котловине — горными сте­пями.

Тоджа — страна безбрежной горной тай­ги, альпийских лугов и горных тундр, озер и рек — спокойных и бурных, страна не­пуганых зверей и птиц, причудливых форм рельефа, созданных ледниками, вод­ными потоками и внутренними (тектони­ческими) силами Земли.

В недрах гор таятся разнообразные руд­ные и нерудлые полезные ископаемые, ко­торые ждут своих исследователей. Около 70% территории Тоджи занято лесом, общие его запасы оцениваются более чем в 400 млн. куб. м (39% всех лесных за­пасов Тувы). В связи с бурным разви­тием хозяйства республики потребность в древесине возросла. Заготовка леса ведет­ся по Сыстыг-Хему, Хамсаре и другим ре­кам. Лес сплавляется к Бий-Хему и отсю­да плотами идет в Кызыл. Леса Тоджи богаты также пушным зверем — соболем, белкой, горностаем, колонком. Здесь добы­вается больше половины «мягкого золота» республики.

Оленеводство — старая отрасль хозяйст­ва в Тоджи. Но кроме оленей теперь тут разводят коров, овец, лошадей. Земледе­лие развито слабо; пахотные площади пока невелики, да и нецелесообразно распахи­вать прекрасные сенокосные угодья. На долю восточной части республики прихо­дится около 1/3 ее площади, а проживает тут около 5% ее населения. Это объясняет­ся тем, что, кроме воздушного транспорта, восточная часть Тувы пока не имеет хоро­ших транспортных связей с другими райо­нами республики.