Новая меридиональная линия
В западной части Восточной Сибири построена новая меридиональная линия, которая у Ачинска пересекается с Транссибирской магистралью. Южный отрезок этой линии (сооруженный еще в 1925 году) уходит в глубь Минусинской котловины, северный (пущенный только в 1965 году) направляется к Енисею, в район, где в Енисей впадает Ангара. Именно это место особенно удобно для постройки гидроэлектростанции. Кроме того, здесь по Енисею сплавляются огромные количества древесины.
На юге, у Абакана, к этой новой меридиональной трассе в 1959 году из Кузбасса подошел восточный участок Южсиба. Отсюда он был продолжен по трудной горнотаежной трассе на северо-восток, к Тайшету.
Завершение строительства этой линии создало прямую связь южной части Кузбасса и Казахстана с далекой Леной и в свою очередь превратило Тайшет в важный железнодорожный узел. Дорога Абакан — Тайшет сразу электрифицировалась, в постоянную эксплуатацию она введена в декабре 1965 года.
Так три ранее незаметных сибирских городка — Ачинск, Абакан и Тайшет — стали опорными пунктами железнодорожной сети в западной, предбайкальской части Восточной Сибири. Эти линии железных дорог связали обширные вновь осваиваемые районы с Транссибирской магистралью и способствовали их быстрому развитию.