Открытие новых трактов
Восточная Сибирь вступила в XVIII век имея почти только одни речные пути сообщения. Но к середине XVIII века был проложен и освоен и сухопутный путь в Восточную Сибирь с запада, от Тюмени до Нерчинска (через Томск, Ачинск, Красноярск, Нижнеудинск, Иркутск) — Московский (Сибирский) тракт.
На новый тракт стали переходить товары, сначала в небольшом количестве, более легкие и дорогие, а потом все более массовые и дешевые. К концу века почти все транзитные грузы, направлявшиеся на восток, шли уже по этому тракту. Путь по рекам Кети, Енисею и Ангаре использовался теперь лишь для движения с востока на запад (вниз по течению), а с начала XIX века этим путем почти совсем перестали пользоваться.
В это время сильно развилась русско-китайская торговля через Кяхту, и большое значение приобрел путь от Иркутска до Кяхты. Все движение на Лену теперь шло не через Илимск, а через Иркутск. Из Иркутска дорога вела в верховья Лены (к Качугу), а далее водой вниз по реке.
К середине XIX века внутри Восточной Сибири наметилось территориальное разделение труда. Образовались «специализированные районы», которые обменивались между собой своей продукцией. Северные и северо-восточные районы давали пушнину. Часть ее шла на юг в Кяхту и здесь обменивалась на китайские товары (вообще с Кяхтой прямо или косвенно тогда были связаны все районы Восточной Сибири). Навстречу пушнине шли соль, хлеб, охотничьи припасы, холст, сукна, посуда и т.п.