Уголь для железной дороги
Железной дороге нужен был уголь, и в Восточной Сибири было разведано несколько угольных месторождений. Наиболее значительными были угольные разработки у села Черемхово, где добыча достигла 300—500 тыс. тонн угля в год и в ней было занято около 5 тыс. рабочих, затем Черногорские (возле Абакана), Танхойские (у южного берега Байкала), Харанорские, Тарбагатайские, Черновские (у Читы).
Для нужд железной дороги велись заготовки лесоматериалов, лесопиление. Были построены железнодорожные мастерские, крупнейшие из них — Красноярские (2 тыс. рабочих) и Читинские (1,5 тыс. рабочих).
Но железная дорога, вызвав к жизни ряд отраслей, в то же время затормозила развитие или даже полностью уничтожила некоторые предприятия. Так, не выдержав конкуренции с более дешевыми привозными изделиями, закрылись Петровский (1904 год) и Николаевский металлургические заводы.