Сибирская железная дорога
Огромные изменения в экономике всей Восточной Сибири вызвала Сибирская железная дорога. Строительство дороги началось в 1891 году одновременно с двух концов — из Челябинска и Владивостока. В 1893—1899 гг. был сооружен участок Красноярск — Иркутск. Последний участок — Кругобайкальская дорога — был достроен в 1905 году. Это позволило организовать сквозное движение поездов до Владивостока. Рельсовый путь положил конец былой оторванности Восточной Сибири от центра страны. Резко увеличился приток переселенцев с запада. Все население Восточной Сибири за 1897—1917 гг. увеличилось более чем на 1 млн. человек и к 1917 году достигло 3 млн. человек. Особенно быстро росло население городов и уездов, оказавшихся на железной дороге. Железная дорога, в основном совпадавшая с направлением Московского тракта, усилила концентрацию населения в непосредственно прилегающей к ней полосе.
Проведение железной дороги сильно сказалось на населении прнтрактовой полосы. На всем протяжении Московского тракта совсем упала роль извоза. В стране от рельсового пути конкуренцию гужевым перевозкам составило возросшее пароходное движение.
До проведения железной дороги извозом занималось зимой 20—30% населения, а после проведения — 1,5—4%. Притрактовое население, лишившись заработка от перевозок, переключилось на земледелие, тем более что железная дорога создала спрос на сельскохозяйственные продукты для вывоза.