Очаговость освоения
Общая черта экономики Восточной Сибири, которая особенно бросается в глаза,— очаговость освоения. Только там, где по Восточной Сибири проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, отдельные промышленные очаги в сельскохозяйственные массивы начинают понемногу срастаться в одну общую освоенную полосу. Такое сплошное освоение вдоль Транссибирской магистрали легко прослеживается к западу от Байкала, но к востоку от него даже непосредственно вдоль этой важнейшей транспортной артерии освоение уже имеет словно пунктирный характер и отдельные промышленные узлы или сельскохозяйственные массивы часто отделены друг от друга значительными, слабо обжитыми пока пространствами.
К северу от этой более или менее освоенной полосы налицо уже действительно очаговый тин освоения: отдельные его центры (иногда очень крупные, вроде Норильского промышленного узла или «алмазной страны» в Якутии) отделены друг от друга и от железной дороги большими, иногда вовсе не освоенными пространствами. В известной степени такой же очаговый характер имеет и развитие территорий к югу от Транссибирской железной дороги — в Туве, Хакасии, Минусинской котловине, в среднем течении Селенги, в Нерчинских горах и других местностях.
Бурный ход развития хозяйства Восточной Сибири приводит к тому, что изолированные промышленные узлы, ближе расположенные к Транссибирской магистрали, постепенно смыкаются с главной полосой освоения, а полоса эта непрерывно расширяется.