Южная часть Прибайкалья
Южная часть Прибайкалья как бы отгорожена с юга величественным хребтом Хамар-Дабан. Его сглаженные вершины подвышаются над уровнем Мирового океана более чем на 2 км, а склоны круто обрываются к Байкалу. Поросшие лиственничной тайгой горы словно нависают над гладью озера. Местами они оставляют у самой воды узкие ровные площадки, кое-где выходят скалистыми выступами прямо в озеро. Вся жизнь здесь как бы прижата к берегу Байкала. Вдоль него вьется, все время пересекая рельсовый путь, и автомобильный тракт. «Нанизанные» на эти две дороги поселения являются одновременно и портами Байкала.
Если ехать с запада, от Иркутска, то в пределы Бурятии железная дорога вступает через небольшую речку Снежную, впадающую в Байкал. Здесь расположена железнодорожная станция Выдрино — первый поселок Бурятии, который увидит пассажир, едущий по Транссибирской железнодорожной магистрали. В поселке свыше 6 тыс. жителей. Население занято на крупной лесоперевалочной базе с цехами разделки и частичной переработки древесины. Немного дальше, почти точно против истоков Ангары лежит поселок городского типа Танхой. Это крупная железнодорожная станция и важная байкальская пристань. Тут осуществляется перевалка грузов с воды на железную дорогу и обратно. В Танхое живет 3 тыс. человек.
Дальше по железной дороге следуют Мишиха, Бабушкин, Боярское, Посольск. Самый крупный из этих населенных пунктов — город Бабушкин. Он разросся в советское время на месте небольшой почтовой станции и поселка Мысовска, на старинном Кругобайкальском почтовом тракте. Сейчас Бабушкин важный промышленный пункт. В городе крупное паровозное депо, а недалеко работают Клюевский лесозавод и леспромхоз. Живет в Бабушкине почти 9 тыс. человек. Свое нынешнее название он получил в 1941 г. в память о И. В. Бабушкине, выдающемся революционере. Бабушкин был расстрелян здесь 31 января 1906 г. царскими карателями без суда и следствия. Вблизи железнодорожной станции (около депо), там, где было совершено это преступление, воздвигнут обелиск.