Рабочий поселок Качуг
В развитии судоходства на Лене большую роль сыграл рабочий поселок Качуг (10 тыс. населения). Почти три столетия отсюда начинался водный путь по Лене. Во второй половине XVIII в. Качуг связал с Иркутском Якутский гужевой тракт, и это был основной путь к Лене. Поэтому Качуг не могли миновать ни торговцы, ни ученые, ни золотопромышленники, ни чиновники, ни этапы ссыльных, ни рабочий люд, ехавший за заработком на дальние прииски. Много лет пришлось использовать этот путь для доставки грузов на север и в годы советской власти. После открытия прямого железнодорожного пути к Усть-Куту Качуг утратил свое былое значение и стал центром сельскохозяйственного района. О прошлом напоминает лишь судоверфь, созданная на месте старой верфи, строившей когда-то карбаза. Сейчас главная продукция завода речные танкеры, курсирующие по Лене, Амуру, Зее, Яне, Индигирке.
В трех километрах от Качуга, вблизи поселка Шишкино, на высоких скалах красного песчаника первобытные жители бассейна Лены оставили память о своем искусстве — знаменитые шишкинские писаницы. Это древнейшие рисунки, высеченные или нарисованные красной краской на скалах. Археологи определяют их возраст в 10—15 тыс. лет. Некоторые из этих изображений пока единственные в Северной Азии образцы росписей древнекаменного века.