Пароходик "Первенец"
Этот огромный гористый и залесенный край удален от основных хозяйственных центров и очень беден путями сообщения. Железная дорога от Тайшета доходит только до Усть-Кута. Основные транспортные артерии — реки Лона и Витим. Особенно велики перевозки по Лоно. Здесь, в порту Осетрово (Усть-Кут), происходит перепалка грузов с железной дороги на реку. Вдоль Лены расположены и основные населенные пункты края.
Пароходное движение на Лене открыл в 1855 г. небольшой буксирный пароходик «Первенец», построенный в верховьях реки, около Верхоленска. Но еще задолго до того на Лене возник своеобразный, так называемый однорейсовый флот. Пользуясь тем, что здесь много леса, в верховьях Лены строили самоплавкие деревянные суда-паузки, карбаза грузоподъемностью 20—50 т, кулиги, барки. С грузом или с пассажирами (чаще и с тем и с другим) река несла их своим течением.
На месте разгрузки суда разбирались и сжигались. Такой вид транспорта сохранялся примерно до 1952 г.