Благоприятное отношение правителей Могулистана
Начальный период истории Казахского ханства самым тесным образом связан с судьбами местного семи- реченского населения, то есть с судьбами казахов Старшего жуза. Семиречье стало центром объединения в единую государственность казахских племен, как откочевавших из Центрального и Южного Казахстана (казахов Среднего жуза), так и казахов Юго-Восточного Казахстана (Старшего жуза), чему способствовали давно уже сложившиеся в предшествующий период традиции политического, хозяйственного, социального и этнического общения.
Приток семиреченских племен под власть Джанибека и Гирея особенно возрос после смерти Есен-Буга-ха- на в 1462 г. в условиях еще более обострившейся в Могулистане междоусобной борьбы. Процесс постепенного включения семиреченских казахов в Казахское ханство продолжался и позже — в последней трети XV — начале XVI в., по мере вхождения в это государство этнических территорий казахов. Так, в период борьбы за власть на Тянь-Шане и в Семиречье, т. е. в восточных районах распадавшегося Могулистана, Ахмад Алача-хану в 80—90-х гг. XV в. пришлось неоднократно сражаться с казахами в Семиречье, которые перешли или переходили в подданство Джанибека, Гирея и их преемников . При оценке места и времени образования Казахского ханства нельзя не считаться с состоянием Могулистана, ослабленного феодальными усобицами.
Откочевка казахов Джанибека и Гирея на территорию Западного Семиречья и последовавшее за этим образование Казахского ханства явились наиболее значительными политическими событиями внутренней и внешнеполитической истории Могулистана 50-х — начала 60-х гг., которые привели к переменам в политической истории этого района, особенно в судьбах местного казахского населения. Эти события явились переломным моментом в истории казахов Семиречья: впервые после установления монгольского господства местные племена получили возможность объединиться в одной государственной организации с близкими этническими группами Центрального и Южного Казахстана.
Давнее стремление тюркских племен Семиречья к объединению с населением этих районов Казахстана явилось благодатной почвой для образования Казахского ханства в этом районе, для объединения под одной верховной властью части племен двух жузов. Говоря о положительных результатах откочевки, нужно иметь в виду, что прикочевавшие в 50—60-х гг. XV в. в Семиречье казахские племена не занимали пустые пространства (в литературе иногда встречается мнение о «никем не занятом в этот момент Или-Иртышском междуречье»), а вступали в тесный контакт с местным казахским населением Семиречья, вскоре выросший в политический союз в рамках одного государственного объединения. Таким образом, в Западном Могулистане в 60-х гг. первые казахские ханы отнюдь не пребывали в роли беглецов или политических изгнанников, ожидавших кончины своего противника и развала его государства. Пользуясь поддержкой родо-племенных вождей и масс рядовых кочевников (как пришедших с ними в Семиречье, так и местных семиреченских), а также сложившейся ситуацией полного упадка ханства Абулхайра и Могулистана, они сумели образовать свое ханство на основе союза части племен двух жузов.
Какие факты из источников дают основание судить о том, что Казахское ханство уже в самом начале было основано на союзе казахов двух жузов? Источники не говорят о сопротивлении местного населения Джанибеку и Гирею, зато говорят о последовавшем вскоре сопротивлении казахов в Семиречье могульскому хану Ахмаду. Тот факт, что казахские правители имели значительные военные силы и прочный тыл в Семиречье в тот момент, когда они вступили в борьбу с Шай- банидами за власть в Дашт-и Кипчаке и в Присырдарье, говорит об отсутствии противоборствующих им сил в Семиречье, более того — о союзе с местным населением, который значительно упрочил казахских владетелей. Далее, Мирза Хайдар неоднократно отмечает, что уведенные Султан Саид-ханом в Кашгарию местные племена («жители Могулистана») беспрестанно рвутся назад в Могулистан, т. е. в Семиречье и на Тянь- Шань. Под этими «жителями Могулистана» нужно видеть часть давних обитателей Семиречья и Тянь-Шаня соответственно, стремившихся воссоединиться с основной массой своих народов, вошедших в состав Казахского и Киргизского ханств.
Объединение родственных племен и родов способствовало усилению казахских ханов и феодальной знати, что позволило им вступить в успешную борьбу за гегемонию в Дашт- и Кипчаке, а в конечном счете за объединение этнических территорий казахов. Этому способствовало также благоприятное отношение правителей Могулистана.