Феодальные усобицы
В данном конкретном случае мы также ясно видим, что враждовавшие с Абулхайр-ханом султаны-чингизиды Джанибек и Гирей, боровшиеся против Шайбанидов за восстановление власти династии ханов Ак-Орды в Дашт-и Кипчаке, воспользовались недовольством народных масс. Сами по себе они не могли бы поднять на переселение такую массу народа. Преследуя свои классовые интересы, борясь за свои выгоды, за политическую власть своей династии, Джанибек и Гирей тем не менее объективно отражали стремление части казахской родо-племенной знати и консолидировавшегося народа к созданию самостоятельного государства.
Феодальные усобицы приводили к разобщенности племен Казахстана, затрудняли процесс их этнической консолидации в единую народность, вели к потере производительных сил, в том числе людских резервов, к экономическому упадку. Задача преодоления феодальной раздробленности, политической разобщенности частей казахского народа была актуальной.
Марксистская концепция развития общества признает, что на определенном этапе общественного развития классовые интересы господствующего класса могут совпадать с интересами народных масс. Так было, например, нри образовании Ак-Орды и Могулистана, когда местная феодальная знать, захватившая власть в свои руки, тем самым способствовала государственному объединению местных тюркоязычных племен и возобновлению поступательного процесса формирования казахской народности. В рассматриваемом случае откочевка части казахских племен из Центрального и Южного Казахстана во главе с Джанибеком и Гиреем также способствовала политическому объединению этих племен с племенами Старшего жуза, образованию Казахского ханства и в конечном счете консолидации, казахской народности.
Массовая откочевка населения из владений Абулхайра — одна из причин развала его государства. В Семиречье откочевавшие родо-племенные группы встретили родственное им тюркское и тюркизирован ное население: канглов, кереев, дулатов и других, т. е. казахов. Племена Дашт-и Кипчака и Семиречья были близки по языку, культурным традициям, образу жизни, и поэтому массовый переход родо-племенных групп из Центрального и Южного Казахстана не вызвал особой сложности в отношениях с местным населением.
Усилившиеся в связи с мощным притоком населения из Центрального и Южного Казахстана, а также за счет присоединившихся к ним некоторых местных родов и племен Джанибек и Гирей недолго оставались исполнителями воли своего покровителя могульского хана. Около 870 г. х. (1465—1466 гг.) они основали на территории Западного Могулистана, в Чу-Таласской долине и прилегающих районах собственно Казахское ханство.