Казахские племена Старшего жуза
Казахские племена Старшего жуза XVI—XIX вв. в основе своей местные: главные племена, входящие в Старший жуз, издревле жили на территории Юго- Восточного Казахстана, сознавали свою этническую близость. Они входили в состав Западно-Тюркского каганата, государства карлуков, караханидов, оставались в основном на месте в Чагатайском улусе и после его распада (за исключением частичных перемещений, имевших место во время агрессий Чингиз-хана, эмира Тимура, ойратов (калмаков) и многочисленных феодальных усобиц; ушедшие роды и племена, как правило, возвращались в родные места) и в ходе этно-государственного развития в составе Могулистана сплачивались в особое объединение. В обособлении племен Старшего жуза, во все более утверждавшемся сознании этнического единства населения Семиречья с соседними казахскими племенами Среднего жуза заключается одна из главных причин (наряду с аналогичными процессами у киргизских племен Тянь-Шаня) ослабления и распада Могулистана во второй половине XV — начале XVI в. С откочевкой Джани- бека и Гирея и последующими событиями 50—60-х гг. XV в. связано, как увидим ниже, не появление казахов в Семиречье, а установление союза родственных племен казахов Среднего и Старшего жузов.
Таким образом, можно сказать, что окончательное формирование и стабилизация состава племен жузов происходили параллельно с завершением длительного процесса сложения народности в период упрочения Ак-Орды и Могулистана.
Основное содержание этнической истории Казахстана того времени — завершение формирования народности, вычленение состава племен казахских жузов, продвижение племен и родов, дополнивших древние автохтонные этнические ядра, на их позднейшие территории, зафиксированные источниками XVII— XIX вв. Сложение народности — процесс длительный. Отдельные этапы, время его завершения нельзя привязать к какому-то десятилетию, как нельзя отнести к определенному отрезку времени и возникновение такой специфической черты этнической истории казахской народности, как деление ее на жузы, если понимать под последними не столько явление государственно-политическое (какими жузы стали, скажем, в XVIII в.), сколько этническое, если видеть в жузах этно-хозяйственную, этно-социальную специфику формирования казахской народности. Можно сказать, что к концу XV в., к рубежу XV—XVI вв. жузы пришли уже сложившимися, но их формирование и перераспределение, поляризация племен происходили в предшествующие столетия вместе с длительным процессом сложения народности, через этно-политические общности кипчаков, узбеков, ногайцев, могулов и одновременно с вхождением отдельных родов и подразделений, упоминавшихся выше, и многих других племен Восточного Дашт-и Кипчака и Семиречья в другие формировавшиеся тюркские народности (например, в Семиречье и на прилегающих к нему территориях от основных масс соплеменников оторвались отдельные группы дуглатов, канглы, кипчаков, найманов, кераитов и вошли в состав киргизов).
Последующая консолидация казахской народности, активный процесс формирования которой в последние полтора-два столетия базировался на дальнейшем развитии феодальных отношений, затруднялась тем, что ее части входили в несколько политических образований — государств. Тормозили этот процесс и беспрерывные феодальные войны, и усобицы Джучидов и феодальной верхушки родов и племен, приводившие к потере производительных сил, экономическому упадку, разобщению племен, разрыву политических и хозяйственных связей. Со всей необходимостью вставала задача государственного объединения всех этнических групп, Племен и родов, сформировавшихся в основном в народность. Эта задача могла быть решена с образованием в 60-х гг. XV в. Казахского ханства.