О джалаирах
Среди племен Могулистана в привлеченных источниках не упомянуты уйсуни и жалаиры. Возможно, что те и другие не попали в имеющиеся сочинения авторов XV—XVI вв., которые не ставили перед собой цели дать этническую карту Семиречья, а представители феодальной верхушки этих племен не участвовали именно в тех событиях, которые нашли отражение в источниках (написанное дуглатом «Тарих-и-Рашиди» отражает события, связанные с дуглатскими феодалами; тимуридские источники как источники «со стороны» являются далеко не полными и не всегда точными в отражении внутренней истории соседней страны).
Возможно также, что эти племена обитали в тот период в Семиречье под другими названиями (как упомянутые выше канглы под именем бекчики). О том, что этническая преемственность в Семиречье сохранялась от древних усуней до сары-уйсуней казахского Старшего жуза говорит само название этого жуза — уйсун. Доводы о непрерывности обитания в Семиречье такой крупной этнической общности приводят археологи. Факт неоднократного упоминания родо-племенных групп уйшин (уйсин, ушин) в ханстве Абулхайра , в которых исследователи видят потомков древних усуней, говорит о том, что переименование этнических групп в течение веков было обычным явлением (а в данном случае, возможно, и о неточности фиксации авторами хроник или переписчиками рукописей), а также о распространенности явления перемещения отдельных кочевых и полукочевых групп из одного подданства в другое, а не о полном отсутствии потомков древних усуней в XIV—XV вв. в Юго-Восточном Казахстане.
О джалаирах сообщает Рашид ад-Дин. Он называет их среди выделенных Чагатаю четырех «тысяч» (хазаре) наряду с арлатами, барласами и каучинами. Арлаты и барласы упоминаются и среди племен Могулистана, хотя основная масса барласов была в Мавераннахре. Джалаиры, находившиеся на северо-восточной окраине Мавераннахра в Фергане, часто вступали в контакты с племенами соседнего Могулистана и действовали на юге и юго-востоке Казахстана. Их предводители быстро перешли на сторону Тоглук-Тимур-хана при его вторжении в Мавераннахр, участвовали в мятежах против эмира Тимура, устанавливали связи с Урусом, ханом Ак-Орды, и Ка- мар ад-Дином дуглатом, претендентом на власть в Могулистане.
Возможно, что джалаиры частично оставались в Семиречье еще со времен Чагатая, но растворились среди тюркской среды, как и барласы в Мавераннахре. Они могли также возвращаться сюда во время упомянутых событий конца XIV в. (следует учитывать, разумеется, что нельзя воспринимать «тысячи», выделенные Чагатаю, буквально). Несомненно, присутствие жалаиров в казахском Старшем жузе связано и с отмеченными событиями, но основной состав жалаиров восходит к более раннему времени» В этой связи интересна подмеченная А. X. Маргуланом связь между фактом наличия среди поздних казахских жалаиров родов чуманак (чуйские манаки) и сырманак (сырдарьинские манаки) и упоминанием в «Худуд ад-алам» (X в.) этнонима манак с привязкой его к этой территории, что подтверждает вероятность поглощения чагатаевских джалаиров местной средой и принятия этой средой их имени.
Как видим, Семиречье во время вхождения его в Могулистан в основном было населено автохтонными племенами. Этнический состав населения Семиречья XIV—XV вв. и в последующие столетия в основе своей идентичен составу племен Юго-Восточного Казахстана в домонгольское время, что свидетельствует об исконной принадлежности этой территории казахской народности.
Как население Восточного Дашт-и Кипчака во времена Ак-Орды и ханства Абулхайра, так и население Семиречья периода Могулистана составляло вместе с киргизскими племенами тюркоязычную этно- политическую общность, носившую название могулы и состоявшую из многочисленных исторически сложившихся в этом районе этнических групп, племен и родов, в основном тюркских и немногочисленных монгольских, быстро ассимилированных сильной автохтонной средой. Эта древняя территория местных тюркских племен, составивших основу казахского Старшего жуза, совпадает с современной границей. В составе Могулистана, через этно-политическую общность могулов все более обособлялись, выкристаллизовывались автохтонные и пришлые тюркские и тюркизированные племена в казахский Старший жуз, так же как и киргизские — в киргизскую народность. Коренное население Семиречья, будучи обособленной ветвью в составе населения Могулистана частью могульской этно-политической общности, формировалось в особое объединение не на основе племен Могулистана, т. е. не позже, а внутри государственной организации Могулистана в XIV— XV вв.