Сочинения Масуда
В целом в той этно-политической общности населения Ак-Орды и ханства Абулхайра, которую называли узбеками, можно видеть складывавшуюся большую ветвь тюркоязычной народности. В ходе завершения процесса формирования этой ветви в XIV—XV вв. постепенно выявилось через трансформацию собирательных этно-политических терминов кипчак, кибчак этническое название казахи.
Менялись династии, каждая из которых утверждала свою джучидскую линию правления, поддерживаемую той или иной группой родовичей и племенных вождей, но, по существу, в Ак-Орде и ханстве Абулхайр-хана уже была государственность формировавшейся казахской народности. Эти государства, как и Могулистан в Юго-Восточном Казахстане и Киргизстане, возникли на автохтойной основе; каждое из них охватывало большую или меньшую часть этнической общности. При этом часто население переходило из одного динас- тийного подданства в другое. Особенно легко это осуществлялось в условиях кочевого и полукочевого хозяйства, что мешает видеть фактически сложившуюся этническую целостность населения. Уход части (или частей) племен и родов Восточного Дашт-и Кипчака на рубеже XV—XVI вв. в Мавераннахр, присоединение отдельных родов в середине XVI в. (после падения Астраханского и Сибирского ханств), возвращение в 20—30 гг. XVI в. отдельных групп, уведенных в Кашгарию в 1514 г. из Семиречья (об их огромном желании вернуться на родину много пишет Мухаммад Хайдар) лишь изымали или доставляли отдельные группы, а основной контингент сложившейся народности оставался на месте и был вполне определившимся уже ко второй половине XV в.
Сочинения Масуда бен Усмана Кухистани, Камал ад-Дина Бинаи, Шади, Мирзы Мухаммад Хайдара, Махмуда бен Вали и других авторов (см. МИКХ), повествующих о событиях середины XV — начала XVI в., насыщены сведениями о борьбе ханов различных джучидских линий (Шайбанидов, потомков Орда-Ид- жена, Туга-Тимура и др.) за власть над одним и тем же населением Восточного Дашт-и Кипчака и Туркестана, называемым в источниках то узбеками, то узбек-казахами, то казахами, но фактически сложившимся в народность в одной из ее крупных частей — Среднем жузе. И если в источниках начала XVI в. к населению Восточного Дашт-и Кипчака все более определенно применяется имя казахи, то это говорит не о том, что только к этому времени сложилась народность, и не о «возвращении» «казахов» из Семиречья после ухода «узбеков» в Мавераннахр (ведь узбеками, узбекским войском — «кошунат-и узбак» — называли источники и уходивших к Джанибеку и Гирею в Семиречье, т. е. подданных Абулхайр-хана), а всего лишь о переходе политической власти над населением Восточного Дашт-и Кипчака и Туркестана (Присырдарьи) к ханам ак-ордынской линии Джучи- дов, получившим уже до этого скорее политическое, чем этническое имя казахов.
Поскольку в Мавераннахр ушла не основная масса подданных Абулхайр-хана, среди которых Мухаммад Шайбани так и не смог утвердить свое влияние, население после всех этих династийных перемен, по существу, не изменилось со времени Ак-Орды и ханства Абулхайра. Отличием было лишь то, что расширился контингент подданных ханов победившей линии Джучидов, нашедших опору в населении большей части Семиречья, которое до того было в подданстве ханов Могулистана.