В условиях кочевого общества
Естественно-географическая обусловленность появления жузов, связанная, по мнению исследователей, с обширностью территории расселения древних протоказахских племен и народностей Казахстана, замкнутостью хозяйственно-производственного цикла на определенной территории традиционных кочевий и тяготением отдельных регионов к ближайшим рынкам (племена Юго-Восточного Казахстана, т. е. Старшего жуза,— к Средней Азии и отчасти к Восточному Туркестану ; племена Северо-Восточного и Центрального Казахстана, т. е. Среднего жуза,— к Средней Азии; племена Западного Казахстана, т. е. Младшего жуза — к ханствам Поволжья и Русскому государству), была усилена самим ходом истории Казахстана XIII— XV вв., а именно вхождением этих территорий в разные государственные образования — сначала в монгольские улусы Джучи и Чагатая, затем в государства Ак-Орду, ханство Абулхайра, Могулистан, Ногайскую Орду.
То, что фактор политической обособленности районов Казахстана имел большое значение в возникновении трех жузов, отметил М. П. Вяткин . Анализ фактического материала подтверждает, что длительная политическая и государственная разобщенность формировавшихся в народность этнически близких племен оказала большое влияние на ход этнической истории. Она определила тот исторический факт, что процесс этнической консолидации населения Ак-Орды и основного населения ханства Абулхайра означал формирование тюркского и тюркизированного населения Центрального, Северо-Восточного и части Южного Казахстана в казахский Средний жуз, в то время как этническое сплочение населения Юго-Восточного Казахстана в рамках государства Могулистан закрепило формирование автохтонных тюркских и пришлых тюр- кизированных племен Семиречья в казахский Старший жуз (наряду со сплочением населения Прииссыккулья, долин и предгорий Тянь-Шаня в киргизскую народность).
Могла ли длительная государственная разобщенность отдельных частей формирующейся народности так сильно влиять на целостность ее этноструктуры?
Как известно, в историко-этнографической литературе население государства, образующегося в пределах той или иной историко-этнографической области, называется этно-политической общностью. На длительном пути своего становления та или иная формирующаяся народность нередко оказывалась разобщенной в рамках разных феодальных государств, составляя отдельными своими массивами вместе с частями других народностей различные этно-политиче- ские общности.
В условиях кочевого общества границы государств, как правило, не совпадали с границами этнического расселения подвижных при кочевом и полукочевом скотоводческом хозяйстве родов, племен и иных этнических подразделений, консолидировавшихся в народности и в рамках этих государств временно составлявших этно-политические общности.
Несовпадение границ возникавших и исчезавших государств и этнического расселения родственных племен осложняло этническое сближение, так как политическое разделение мешало поддержанию и упрочению издавна складывавшихся хозяйственных, культурных, этнических связей. Это обстоятельство в значительной степени сказалось и на завершающем этапе (XIV—XV вв., не говоря уже о XIII в.) формирования казахской народности. Особенно выявилось оно ко второй половине XV в., когда начался упадок государств, сыгравших в свое время большую роль в этническом, государственном развитии местного населения, и назрела объективная необходимость государственного объединения всех частей сформировавшейся народности.