Развитие феодальных отношений в XIV—XV вв.
Более глубоко разработать проблемы социально- экономических отношений в Ак-Орде еще предстоит, уже сейчас благодаря трудам А. Ю. Якубовского, П. П. Иванова известно о некотором движении вперед в развитии феодальных отношений в смысле постепенного освобождения их от патриархально-родовой оболочки в Ак-Орде, особенно в районах развитого оседлого земледелия. Известно, что правитель Ак-Орды Ерзен-хан в 20-х гг. XIV в. принимал меры к упорядочению системы раздачи удельных владений, наделов своим родственникам — джучидским султанам и феодальной знати кочевых племен, что вело к распространению в Ак-Орде условной формы феодальной собственности типа суюргал. Хотя это осуществлялось с учетом издавна сложившихся путей перекочевок и с правом владения и пользования пастбищами и посевными участками, во многом нарушалось традиционное землепользование, так как нередко пожалованные суюргалы попадали в руки посторонних — иноплеменных вождей. Дальнейшее развитие феодальной системы общественных отношений выражалось в Ак-Орде, как и в Могулистане, в укреплении феодальной собственности не только на скот, но и на землю (это подтверждается все усиливавшейся ожесточенной борьбой за пастбища, чему есть многие свидетельства в письменных источниках по истории обоих государств), в расширении сферы укрепления феодальных отношений в степных скотоводческих районах, в усилении экономического и политического могущества феодальной знати, в росте социального угнетения рядовых кочевников, земледельцев и горожан.
Эти явления все более и более разрывали родовые и племенные узы: патриархальные связи превращались во внешнее прикрытие классовых феодальных отношений, происходило этническое смешение отдельных эт- ноколлективов, в результате ускорялось формирование народности. Исследователи проблем этногенеза народов справедливо подчеркивают определяющую роль классовых, государственных, экономических, культурных и других социальных связей и отношений в процессе формирования народностей, как и других этносов.
Ю. В. Бромлей отмечает, что обычно влияние социальных факторов на формирование этноса сводят только к экономическим связям, опосредствовавшим этническое общение, в то время как воздействие социального фактора на ход этнического процесса проявляется и во многих других аспектах развития общества.
Само воспроизводство материальных благ в ходе общественного производства позволяет этнической общности физически существовать и развиваться. В ходе экономических связей происходит «обмен этнокультурной информацией»; экономические связи укрепляют 4 политическую общность составных частей соответствующих государственных образований». Наконец, сам характер классового деления общества «в первую очередь» определяет «историко-стадиальный тип этно-социального организма», т.е. данная этническая общность соответствует данной социально-экономической формации: развитие феодализма обусловливает сложение народностей. Огромное значение для сохранения целостности народности имеет классовая борьба трудящихся масс и борьба их против завоевателей. Все эти воздействия прослеживаются и в ходе образования казахской народности.
Замедленность формирования казахской народности была результатом слабости, децентрализованности феодальных государств, возникших после монгольского завоевания на территории Казахстана (монгольских улусов, Ак-Орды, Могулистана, ханства Абулхайра), неблагоприятных внешнеполитических обстоятельств (монгольского завоевания, агрессивной политики Тимура и Тимуридов набегов ойратских феодалов). Не менее отрицательным было влияние длительных внутрифеодальных войн и междоусобиц и внешних войн самих казахских феодальных правителей, которые замедляли этот процесс, снова и снова разрывали объективно возникавшие хозяйственные, культурные и этнические связи. Определенное негативное влияние оказывала на процесс казахского этногенеза (как и других народов, особенно кочевых) миграция населения, изымавшая из формировавшейся народности или вливавшая в нее пришедшие извне отдельные этнические группы. В то же время миграция создавала возможность общения близких по этническому происхождению коллективов. Этому способствовало также оседание кочевников и полукочевников. Феодальная эксплуатация, обнищание рядовых кочевников-скотоводов приводили их к необходимости оседания, особенно в районе присырдарьинских городов и Юго-Западного Семиречья, т. е. в районах древней земледельческой культуры. Бывшие кочевники вступали в хозяйственные, культурные и этнические контакты с местными жителями, принадлежавшими другим этническим общностям (к тюркоязычным и другим, в частности к арабоязычным), образуя новые этнические группы в составе народности.
Следовательно, само развитие феодальных отношений в XIV—XV вв. в Ак-Орде и Могулистане также оказывало существенное влияние на ход этнического сплочения племен средневекового Казахстана в народность — как положительное (в силу прогрессивности самого процесса развития нового общественного строя), так и негативное, сдерживающее (в силу замедленного характера развития феодальных отношений в Казахстане послемонгольского периода).