О влиянии экономического спроса
О хозяйственных связях, о влиянии экономического спроса и самой степной культуры на развитие ремесла, строительных приемов, формы керамики и других изделий свидетельствуют полученные в последние годы Южно-Казахстанской комплексной археологической экспедицией материалы в Отраре и Отрарском оазисе п. Обратное влияние городских центров юга Казахстана на жизнь в степи, на развитие скотоводческого хозяйства, на укрепление политической, государственной организации населения Дашт-и Кипчака было еще больше. Издавна развивавшееся оседло-зерледельческое и городское хозяйство местного населения Южного Казахстана наряду со среднеазиатскими оазисами занимало значительное место в обеспечении потребностей населения районов кочевого и полукочевого скотоводства Казахстана в продуктах земледелия и предметах ремесленного производства.
В свете этнического развития казахской народности большой интерес представляет поставленная и успешно решаемая в последние годы проблема взаимодействия в прошлом оседлой и кочевой культуры у целого ряда народов нашей страны и стран средневекового Востока (Ирана, Афганистана, Монголии, Турции, арабских стран).
Речь идет не только о взаимодействии между разными этническими общностями, различными в хозяйственном отношении, но и между подвижными скотоводческими и оседлыми земледельческими хозяйственными группами населения в рамках одной этнической общности, одного народа. На этой основе происходило взаимодействие, взаимовлияние политическое, культурное, социальное, этническое, что содействовало процессу этнической консолидации народности.
XIV—XV столетия были особым периодом в жизни средневекового Казахстана и в области развития социально-экономических отношений. Восстановление в образовавшихся государствах более или менее нормальных хозяйственных условий в результате освобождения от монгольского ига обеспечило развитие феодальных отношений и в Казахстане, как это было в Русском государстве, в Средней Азии, в Иране, Закавказье.
Выше мы видели, как все менее действенными в ходе развития феодальной формации становились патриархальные атрибуты социальных отношений и родовые связи в Юго-Восточном Казахстане и все более жестокой социально-классовая политика ханов, султанов, феодалов разного ранга — эмиров, баев, биев, мусульманского духовенства, как все более усиливалась эксплуатация трудовых масс.
Исследователи пришли к выводу о господстве патриархально-феодальных отношений, феодальном гнете рядовых кочевников и полукочевников, оседлых земледельцев в государстве Абулхайр- хана в Дашт-и Кипчаке и Туркестане.