Натуральное хозяйство феодального общества
Восстановлению и росту городов Южного Казахстана содействовал все возрастающий спрос на предметы ремесленного производства и продукцию земледелия со стороны населения кочевых скотоводческих районов, где также в процессе укрепления государственности Ак-Орды наблюдался хозяйственный подъем: росло поголовье скота, увеличивались возможности сбыта продукции животноводства. Понимая необходимость укрепления Ак-Орды, ее правители (Ерзен-хан, Мубарак, Урус-хан, Барак-хан) поддерживали рост городов на юге государства, осуществляли в них строительство и отстаивали их от притязаний Чагатаидов и Тимуридов. Рост городского хозяйства на юге и скотоводческого в степи также способствовал развитию хозяйственных связей, торгового взаимообмена населения различных районов Ак-Орды. На подъеме городского хозяйства Южного Казахстана отразился и отмеченный выше факт возникновения спроса на его продукцию со стороны Семиречья, что явилось результатом экономической разрухи в этом крае после монгольского нашествия.
Конечно, преувеличивать объем этих связей и воздействие их на общественную жизнь, на ход этнических процессов нельзя, поскольку хозяйство обоих феодальных государств оставалось натуральным, а ведь именно хозяйственные связи лежат в основе общественных взаимосвязей и взаимовлияний, в том числе и этнических.
Натуральное хозяйство феодального общества, безусловно, ограничивало развитие как внутренних, так и внешних взаимосвязей формирующихся этносоциальных общностей — народностей, и фактор влияния экономических отношений на формирование народностей «в раннеклассовых обществах» не мог проявиться полностью, ибо «в условиях однородности их экономической структуры экономические связи были развиты еще относительно слабо».
Тем не менее связи эти, по крайней мере внутри государства, прослеживаются. Они становились все более прочными по мере восстановления хозяйства в Ак-Орде и, Могулистане. Причем, как это ни парадоксально на первый взгляд, хозяйственные связи со смежными территориями оседло-земледельческой и городской культуры возникали с особой необходимостью именно при кочевом и полукочевом хозяйстве в силу самой природы разноотраслевой экономики кочевых и полукочевых скотоводческих, с одной стороны, и оседло-земледельческих районов — с другой. Как раз в условиях контактных зон, на стыке кочевого и оседлого мира хозяйственное взаимообщение, торговые связи, обмен произведенной продукцией были обязательным условием производства в обеих хозяйственных сферах.