Абаза
В 1867 году уральский купец Кольчугин построил небольшой железоделательный и чугунолитейный завод. Около завода возник поселок, который стал называться Абаза — сокращение слов «Аба (канский)» и «за(вод)».
На заводе не только получали металл, но и изготавливали лопаты, ломы, подкопы и другие предметы, необходимые местному населению. После проведения Транссибирской железной дороги в Сибирь пошел дешевый западный металл; Абаканский завод стал терпеть убытки.
Окончательно он был закрыт в 1921 году. После Великой Отечественной войны снова началась подготовка его рудной базы к эксплуатации — она должна была снабжать рудой Кузбасс. Железная дорога Абакан — Новокузнецк (звено Южсиба) открыла прямую связь Кузбасса с Хакасией; от нее была проложена ветка Аскиз — Абаза длиной 72 км.
В 1957 году по ней началось движение поездов, и на Кузнецкий металлургический завод был отправлен первый эшелон руды с восстановленного рудника. Добыча руды здесь ведется открытым способом. У подножия горы Рудной и на ее склоне расположены корпуса дробильно-обогатительной фабрики.
Абаза находится в 5 км от рудника, на террасе реки Абакана. На северо-западе от поселка поднимаются покрытые лесом склоны хребта Кирса, а на юге и юго-востоке — хребет Джойский. От старой Абазы почти ничего не осталось. Теперь это красивый город с широкими озелененными улицами, многоэтажными домами, школами, клубами, библиотеками. Население его — более 12 тыс. человек. Город соединен автомобильной дорогой с районным центром селом Таштып и железной дорогой с центром области Абаканом (через станцию Аскиз).