Новый этап развития города
Новый этап развития города был связан с проведением железной дороги, которая прошла через Читу до Сретенска в 1900 г., а в 1903 г. через Маньчжурию до Владивостока. Теперь Чита стала самым крупным транспортным узлом Забайкалья и контролировала два направления — на Амур и в Китай. В Чите были построены большие железнодорожные мастерские, паровозное депо, мельницы, лесопильный и кирпичные заводы. Вблизи, на Черновских копях, стали добывать каменный уголь.
Большую роль сыграла Чита в революции 1905 г. Вооруженные рабочие и солдаты, руководимые большевиками, фактически взяли в свои руки власть в городе и на всей линии Забайкальской железной дороги и создали «Читинскую республику». В декабре 1905 г. стала издаваться газета «Забайкальский рабочий» — орган Читинского комитета РСДРП, одна из старейших рабочих газет в нашей стране. Но «Читинская республика» была жестоко разгромлена. У подножия Титовской сопки были расстреляны революционеры. В 1926 г. на месте расстрела установлен памятник.
После Великой Октябрьской социалистической революции развитие Читы пошло по новому пути. Освобожденная от белогвардейцев и интервентов, Чита в 1920—1922 гг. была столицей Дальневосточной республики. С 26 сентября 1937 г. Чита — центр Читинской области. Сейчас в ней живет около 208 тыс. человек.