Восточная Сибирь

Географическое описание Восточной Сибири.

zsmsputnik.ru ООО «Спутник».

Красноярск

Если ехать от Ачинска до Красноярска по железной дороге, путь лежит по живописным северо-западным отрогам Восточного Саяна. Это так назы­ваемое Кемчугское поднятие. Крутые скло­ны и скалистые обнажения плотных по­род сменяются участками тайги; дорога вьется между сопками. Пожалуй, впервые на многотысячекилометровом пути от Мо­сквы пассажир по-настоящему почувствует тут своеобразную суровую красоту Во­сточной Сибири. За станцией Минино тай­га как бы расступается, освобождая место Красноярской лесостепи. Впереди видна резко выделяющаяся красным цветом сла­гающих ее пород Дрокинская сопка. По­езд делает последний поворот. На высоком холме видна белая башня — это Красноярск.

Современный Красноярск со своим 600 тыс. населением (на 1 января 1908 года 592 тыс. жителей, а в 1939 году было лишь 190 тыс.) — самый большой город всей Восточной Сибири. Когда-то город целиком размещался на левом берегу Енисея; сейчас он далеко растянулся и вдоль правого берега, и картографы ставят пун­сон, изображающий город, на самой реке.

Да и пунсон стал много крупнее, так как Красноярск перешел по численности насе­ления в более высокую категорию городов. Как и большинство старинных сибир­ских городов, Красноярск вырос из ост­рога. Чтобы обезопасить ранее основан­ный Енисейск от нападения кочевников и обеспечить сбор ясака с коренного населения, нужно было наметить выше Ени­сейска место для сооружения нового ост­рога. С этой целью енисейский воевода Яков Хрипунов в 1624 году послал туда Анд­рея Дубенского. В 1628 году новый острог был заложен между устьем реки Качи, руслом Енисея и его протокой. Свое название он получил по обрывам (ярам) красноцветных пород левобережья Качи.

Красноярский острог включал избу вое­воды, амбары с продовольствием и воен­ными припасами, приказную избу, цер­ковь (малый город) и дома служилых лю­дей (большой город). Чтобы предупредить внезапное нападение на острог, на Кара­ульном холме выставлялись особые кара­улы, которые в случае опасности подавали сигналы. В память об этом позже (в XIX веке) здесь была установлена часов­ня. Это и есть та башенка, которая встре­чает каждого подъезжающего к Краснояр­ску.