Красноярск
Если ехать от Ачинска до Красноярска по железной дороге, путь лежит по живописным северо-западным отрогам Восточного Саяна. Это так называемое Кемчугское поднятие. Крутые склоны и скалистые обнажения плотных пород сменяются участками тайги; дорога вьется между сопками. Пожалуй, впервые на многотысячекилометровом пути от Москвы пассажир по-настоящему почувствует тут своеобразную суровую красоту Восточной Сибири. За станцией Минино тайга как бы расступается, освобождая место Красноярской лесостепи. Впереди видна резко выделяющаяся красным цветом слагающих ее пород Дрокинская сопка. Поезд делает последний поворот. На высоком холме видна белая башня — это Красноярск.
Современный Красноярск со своим 600 тыс. населением (на 1 января 1908 года 592 тыс. жителей, а в 1939 году было лишь 190 тыс.) — самый большой город всей Восточной Сибири. Когда-то город целиком размещался на левом берегу Енисея; сейчас он далеко растянулся и вдоль правого берега, и картографы ставят пунсон, изображающий город, на самой реке.
Да и пунсон стал много крупнее, так как Красноярск перешел по численности населения в более высокую категорию городов. Как и большинство старинных сибирских городов, Красноярск вырос из острога. Чтобы обезопасить ранее основанный Енисейск от нападения кочевников и обеспечить сбор ясака с коренного населения, нужно было наметить выше Енисейска место для сооружения нового острога. С этой целью енисейский воевода Яков Хрипунов в 1624 году послал туда Андрея Дубенского. В 1628 году новый острог был заложен между устьем реки Качи, руслом Енисея и его протокой. Свое название он получил по обрывам (ярам) красноцветных пород левобережья Качи.
Красноярский острог включал избу воеводы, амбары с продовольствием и военными припасами, приказную избу, церковь (малый город) и дома служилых людей (большой город). Чтобы предупредить внезапное нападение на острог, на Караульном холме выставлялись особые караулы, которые в случае опасности подавали сигналы. В память об этом позже (в XIX веке) здесь была установлена часовня. Это и есть та башенка, которая встречает каждого подъезжающего к Красноярску.