Восточная Сибирь

Географическое описание Восточной Сибири.

zsmsputnik.ru ООО «Спутник».

Кяхта

Кяхта, основанная в 1728 г. для моно­польного русско-китайского торга была важным средоточием русской внешней торговли. Китайская даба (хлопчатобумаж­ная ткань), шелка, а позже чай обменива­лись здесь на русские товары — пушнину, сукна, кожевенные и другие изделия. Уже во второй половине XVIII в. «кяхтинский торг» составлял 7—8% всего внешнетор­гового оборота России. В первой половине XIX века Кяхта «гремела во всем мире, имея дела с Лондоном и Америкой, не говоря уже о России, Китае...». Обороты ее под­час достигали 30 млн. тогдашних рублей в год, а вывоз отсюда товаров требовал до 20—30 тыс. подвод в год.

Торговая слобода Кяхта длительное вре­мя жила своей обособленной жизнью — от каравана до каравана. Главный торг про­исходил в зимние месяцы. Заправилами в торговле выступали в основном не мест­ные купцы, а воротилы из главных торго­вых центров Сибири и Европейской части России. Официально Кяхта считалась при­городом Троицкосавска — крепости, лежав­шей в четырех верстах от Кяхты. В XIX в. крепость была переименована в город, ко­торый постепенно слился с Кяхтинской слободой, но слобода оставалась главной пружиной всей жизни этого уголка Забай­калья.

Выдающаяся торговая роль Кяхты стала меркнуть, когда в 1862 г. для торговли были открыты морские порты Китая, а в 1808 г. был прорыт Суэцкий канал и чай стал ввозиться в Россию морем, через бал­тийские и черноморские порты. Вторым ударом было строительство Транссибир­ской железной дороги. Русско-китайская торговля пошла через Маньчжурию, и можно было уже не прибегать к караван­ному сообщению через пустыню Гоби и Ургу (нынешний Улан-Батор), при кото­ром доставка товаров от Пекина до Иркут­ска занимала около четырех месяцев и стоила весьма недешево.

Когда всю Россию охватило революци­онное движение, Кяхта тоже приняла в нем активное участие. На самой границе, на горе Бургутуй, установлен памятник тысяче борцов за советскую власть в Бу­рятии, погибшим в 1920 г. от руки бело­гвардейцев. В 1920—1921 гг. в Кяхте про­текала революционная деятельность вы­дающихся монгольских революционеров Сухэ-Батора и Чойбалсана.

Современная Кяхта — скромный городок с населением около 9 тыс. жителей. В его облике, однако, еще чувствуется купече­ское прошлое. Сохранились монументаль­ный гостиный двор, так называемая та­можня, старинные особняки. За годы Со­ветской власти выросла и новая Кяхта. Было создано несколько предприятий лег­кой промышленности, среди них крупная прядильно-трикотажная фабрика. Недале­ко от Кяхты действует обогатительная фабрика, выпускающая флюоритовые концентраты. Развитию промышленности в городе способствует его хорошее автомобильное сообщение с другими центрами Бурятии. Два средних специальных учебных заведения готовят молодых специалистов для народного хозяйства республики. Город стал жить более оживленно.