Кяхта
Кяхта, основанная в 1728 г. для монопольного русско-китайского торга была важным средоточием русской внешней торговли. Китайская даба (хлопчатобумажная ткань), шелка, а позже чай обменивались здесь на русские товары — пушнину, сукна, кожевенные и другие изделия. Уже во второй половине XVIII в. «кяхтинский торг» составлял 7—8% всего внешнеторгового оборота России. В первой половине XIX века Кяхта «гремела во всем мире, имея дела с Лондоном и Америкой, не говоря уже о России, Китае...». Обороты ее подчас достигали 30 млн. тогдашних рублей в год, а вывоз отсюда товаров требовал до 20—30 тыс. подвод в год.
Торговая слобода Кяхта длительное время жила своей обособленной жизнью — от каравана до каравана. Главный торг происходил в зимние месяцы. Заправилами в торговле выступали в основном не местные купцы, а воротилы из главных торговых центров Сибири и Европейской части России. Официально Кяхта считалась пригородом Троицкосавска — крепости, лежавшей в четырех верстах от Кяхты. В XIX в. крепость была переименована в город, который постепенно слился с Кяхтинской слободой, но слобода оставалась главной пружиной всей жизни этого уголка Забайкалья.
Выдающаяся торговая роль Кяхты стала меркнуть, когда в 1862 г. для торговли были открыты морские порты Китая, а в 1808 г. был прорыт Суэцкий канал и чай стал ввозиться в Россию морем, через балтийские и черноморские порты. Вторым ударом было строительство Транссибирской железной дороги. Русско-китайская торговля пошла через Маньчжурию, и можно было уже не прибегать к караванному сообщению через пустыню Гоби и Ургу (нынешний Улан-Батор), при котором доставка товаров от Пекина до Иркутска занимала около четырех месяцев и стоила весьма недешево.
Когда всю Россию охватило революционное движение, Кяхта тоже приняла в нем активное участие. На самой границе, на горе Бургутуй, установлен памятник тысяче борцов за советскую власть в Бурятии, погибшим в 1920 г. от руки белогвардейцев. В 1920—1921 гг. в Кяхте протекала революционная деятельность выдающихся монгольских революционеров Сухэ-Батора и Чойбалсана.
Современная Кяхта — скромный городок с населением около 9 тыс. жителей. В его облике, однако, еще чувствуется купеческое прошлое. Сохранились монументальный гостиный двор, так называемая таможня, старинные особняки. За годы Советской власти выросла и новая Кяхта. Было создано несколько предприятий легкой промышленности, среди них крупная прядильно-трикотажная фабрика. Недалеко от Кяхты действует обогатительная фабрика, выпускающая флюоритовые концентраты. Развитию промышленности в городе способствует его хорошее автомобильное сообщение с другими центрами Бурятии. Два средних специальных учебных заведения готовят молодых специалистов для народного хозяйства республики. Город стал жить более оживленно.