Восточная Сибирь

Географическое описание Восточной Сибири.

Декабристы в Забайкалье

Декабристы в Забайкалье

Автомобильная магистраль огибает озеро с востока, железная дорога идет вдоль его западного берега и устремляется почти прямо на юг. Около поселка городского типа Селендума (5 тыс. жителей), в ко­тором находится ремонтно-механический завод, она подходит к Селенге и дальше почти до самой границы идет по се ле­вому берегу.

Автомобильная магистраль снова пересекает Селенгу за селом Новоселенгинск. На правом берегу Селенги расположен Староселенгинск, основанный в 1665 г. бывший Селенгинский острог, который и свое время был административным центром Забайкалья, посредником в торговле с Китаем и Монголией и передовым опорным пунктом для защиты русских поселений за Байкалом. В Новоселешинске старожилы и сейчас еще показывают места, где стояли избы, выстроенные жившими тут в ссылке декабристами Михаилом и Николаем Бестужевыми и Константином Торсоном.

В селе сохранился двухэтажный дом, построенный по проекту Н. A. Бестужева. Недалеко от села, на обращенном к Селенге склоне Моностойского хребта, бережно сохраняются обнесенные белока­менной оградой чугунные надгробия с именами Н. А. Бестужева и К. П. Торсона. Декабристы не просто отбывали в Забайкалье, в частности в Селенгинске, печальную ссылку. Они стремились приоб­щить этот край к культуре и экономической жизни России.

Николаю Бестужеву принадлежит первое обстоятельное описа­ние Гусиного озера с указанием и на име­ющиеся здесь залежи угля. Оно было на­печатано в московском журнале «Вестник естественных наук» в 1854 г. — за год до смерти автора. По цензурным условиям статья «Гусиное озеро» была опубликована без подписи — редакция лишь сопроводила ее прозрачным для тех времен примеча­нием: «Статья, предлагаемая нами, состав­лена автором, проживающим более 30 лет в Забайкалье».

Николай Бестужев оставил нам и интересные, полные сочувствия описания быта бурят, записи бурятских преданий и т. д. Он показывал, насколько безрадостную жизнь создавали рядовым бурятам господствовавшие над ними ламы и тайши (старшины), подчер­кивал прогрессивное значение сближения бурят с русскими. «Ламское сословие есть язва бурятского племени»,— писал он. По его мнению, ламы и тайши «очень хорошо понимают, что приближение к русским ли­шает их того влияния, которое имеют они на бурят ...в этих случаях ламы лишают­ся порядочной поживки». Н. Бестужев с большой теплотой отзывался о бурятах: «Несмотря на все стесняющие обстоятель­ства, бурят сметлив... наблюдательность развита в нем в высшей степени... Что же касается до умственных способностей бу­рят, то, по моему мнению, они идут на­равне со всеми лучшими племенами чело­веческого рода».

психология успеха