Декабристы в Забайкалье
Автомобильная магистраль огибает озеро с востока, железная дорога идет вдоль его западного берега и устремляется почти прямо на юг. Около поселка городского типа Селендума (5 тыс. жителей), в котором находится ремонтно-механический завод, она подходит к Селенге и дальше почти до самой границы идет по се левому берегу.
Автомобильная магистраль снова пересекает Селенгу за селом Новоселенгинск. На правом берегу Селенги расположен Староселенгинск, основанный в 1665 г. бывший Селенгинский острог, который и свое время был административным центром Забайкалья, посредником в торговле с Китаем и Монголией и передовым опорным пунктом для защиты русских поселений за Байкалом. В Новоселешинске старожилы и сейчас еще показывают места, где стояли избы, выстроенные жившими тут в ссылке декабристами Михаилом и Николаем Бестужевыми и Константином Торсоном.
В селе сохранился двухэтажный дом, построенный по проекту Н. A. Бестужева. Недалеко от села, на обращенном к Селенге склоне Моностойского хребта, бережно сохраняются обнесенные белокаменной оградой чугунные надгробия с именами Н. А. Бестужева и К. П. Торсона. Декабристы не просто отбывали в Забайкалье, в частности в Селенгинске, печальную ссылку. Они стремились приобщить этот край к культуре и экономической жизни России.
Николаю Бестужеву принадлежит первое обстоятельное описание Гусиного озера с указанием и на имеющиеся здесь залежи угля. Оно было напечатано в московском журнале «Вестник естественных наук» в 1854 г. — за год до смерти автора. По цензурным условиям статья «Гусиное озеро» была опубликована без подписи — редакция лишь сопроводила ее прозрачным для тех времен примечанием: «Статья, предлагаемая нами, составлена автором, проживающим более 30 лет в Забайкалье».
Николай Бестужев оставил нам и интересные, полные сочувствия описания быта бурят, записи бурятских преданий и т. д. Он показывал, насколько безрадостную жизнь создавали рядовым бурятам господствовавшие над ними ламы и тайши (старшины), подчеркивал прогрессивное значение сближения бурят с русскими. «Ламское сословие есть язва бурятского племени»,— писал он. По его мнению, ламы и тайши «очень хорошо понимают, что приближение к русским лишает их того влияния, которое имеют они на бурят ...в этих случаях ламы лишаются порядочной поживки». Н. Бестужев с большой теплотой отзывался о бурятах: «Несмотря на все стесняющие обстоятельства, бурят сметлив... наблюдательность развита в нем в высшей степени... Что же касается до умственных способностей бурят, то, по моему мнению, они идут наравне со всеми лучшими племенами человеческого рода».