Восточная Сибирь

Географическое описание Восточной Сибири.

Из сообщений Мухаммад Хайдара

История внутриполитической жизни нового государства, возникшего на территории Юго-Восточного Казахстана и Киргизии в середине XIV в., отражена в источниках мало. По «Тарих-и Рашиди», Тоглук-Ти- муру при поддержке феодальной верхушки дуглатов удалось в некоторой степени стабилизировать положение внутри страны, объединить под своей властью всю обширную территорию Могулистана, подчинить населявшие его племена.

Ставка Тоглук-Тимур-хана находилась в Алмалыке. Борьба за объединение всех областей под эгидой центральной власти была основным содержанием внутриполитической жизни государства и при первом могульском хане. Кочевая знать отдельных племен упорно сопротивлялась попыткам со стороны хана ограничить ее независимость.

О некоторых шагах, предпринятых Тоглук-Тимур-ханом по административно-политическому устройству своего государства, в частности о закреплении наследственной должности великого эмира или улусного бека (улусбеги) за главой племени дуглат, сообщает Мирза Хайдар. Первым улусбеком был эмир Тулик дуглат, затем Пуладчи.

Некоторые меры Тоглук-Тимур-ханом были приняты для упорядочения налоговой системы. Сохранилась жалоба Тоглук-Тимур-хану о незаконном взимании налога калан с садовников (или садовладельцев), сидевших на государственных землях инджу.

Из сообщений Мухаммад Хайдара и Махмуда бен Вали известен факт активного насаждения мусульманства Тоглук-Тимур-ханом среди подвластного ему населения Могулистана. Тоглук-Тимур-хан решил подкрепить свою верховную власть испытанной идеологической опорой по примеру ханов Мавераннахра, где Тармаши- рин-хан, продолжая линию Кебек-хана по укреплению политики сближения с местными традициями, сделал ислам официальной религией государства. Как известно, еще среди караханидских тюрков Семиречья ислам распространялся в результате интенсивных торговых связей Семиречья с городами и земледельческими центрами Мавераннахра.

Однако монгольские ханы- чагатаиды и тюркизированная монгольская феодальная верхушка, как и их племена, еще оставались язычниками. Подробности принятия ислама как факта внутриполитической деятельности Тоглук-Тимура интересны и красочно описаны в источниках. Мирза Хайдар сообщает, что только за один день было обращено в ислам 160 тыс. человек. К тем представителям правящей верхушки, которые отказывались принять ислам, применяли строгие меры, вплоть до казни их как язычников и идолопоклонников.