Восточная Сибирь

Географическое описание Восточной Сибири.

Водный транспорт

Очень большое значение для Восточной Сибири имеет водный транспорт. Ведь око­ло 3/4 ее территории лежит не ближе 300— 500 км от железных дорог и не всегда имеет с ними даже автомобильную связь. Вовсе не имеют железных дорог вся Яку­тия. Тува и национальные округа Красно­ярского края (кроме коротенькой линии Дудинка — Норильск).

Зато могучие си­бирские реки, текущие с юга, из более об­житых мест, на север, в зону глухой тайги и тундры, обеспечивают (хотя и сезон­ный) обмен между обжитыми и глубин­ными местностями. Енисей, Лена и ее главный приток Алдан — эти большие водные дороги Восточной Сибири связывают с железными дорогами выросшие дале­ко на севере промышленные очаги — Но­рильск, Игарку, Сангар, Якутск, Томмот.

Другие крупные реки, например притоки Енисея Нижняя и Подкаменная Тунгуски и Ангара, менее удобны для судоходства из-за многочисленных порогов. Особенно велики пороги на Ангаре. Только сооруже­ние комплекса ГЭС заставит их уйти глу­боко под воды водохранилищ. На Нижней и Подкаменной Тунгусках судоходство — правда, не без труда — сейчас осуществляется и имеет очень большое значение, так как бассейны этих рек пока лишены других транспортных сообщений (кроме воздушных).