Восточная Сибирь

Географическое описание Восточной Сибири.

Новые этнические группы

Все население государства Могулистан подразде- несколько больших племен и племенных имевших отчетливый характер социально-административной, политической единицы, феодального владения. В источниках нет достаточно подробного перечня родо-племенного состава населения Могулистана, но в целом можно насчитать до полутора десятков крупных этнических групп. Разумеется, упомянуты в источниках только те родовые и племенные группы, представители которых принимали участие в политических событиях, отразившихся на страницах исторических хроник и нарративных сочинений: дуглаты, кераиты, джурасы (чорасы), курлауты, барласы, барины (баарины, бахрины), канглы (бекчи- ки), калучи, булгачи, арлаты, кушчи, аргинут (арке- нут), кончи, итарчи, мекрит (меркит) и др. В последующую часть этих племен вошла в состав народа, другая — в состав киргизов и узбе, причем часто одну и ту авторы историче тор на страницах одного личными терминами.

Более мелкие подразделения могулов обозначались как некоторыми из упомянутых выше терминов — омак, аймак, коум (например, по Мирхонду, коум меньше эля в значении племя: — коуми аз ил-и барин), так и специальными терминами для обозначения мелких этнических единиц (шоба — ветвь, отделение племени, у рук — род).

Выше говорилось о существовании в Могулистане административно-военной системы, в источниках упомянуты ее некоторые составные единицы: «тысячи, которые составляли (могульский) иль»; «тысячи джете, проживавшие в районе Уч-Фирмана» , «тысяча Мубарак-шаха мекрита в местности Арпа-Йази (на р. Арпа)». Однако термин «тысяча» (хазара), как и «десять тысяч» (туман) носит иногда смысл этнического термина и упоминается наряду с такими словами, как племя (кабила, таифа и др.).

Это свидетельствует о совпадении административно- военного деления государства с территориально-этническим. Военно-ленная система базировалась на территориально-этнической основе государства.

Аналогичная терминология для обозначения крупных и мелких этнических единиц, родо-племенных подразделений — улус, эль (иль), аймак (омак), коум, табака, у руг (у рук) и др. — встречается в обилии в персо- и тюркоязычных источниках и для других регионов Казахстана, входивших в улусы Джучидов, например в государство Абулхайр-хана, затем в Казахское ханство . Некоторые из них — иль (ел), таифа (тайпа), урук (ру, уру) — сохранились у казахов довольно позднего времени.

В целом же можно отметить большую неопределенность, неустойчивость в употреблении различных терминов для обозначения этнических групп. Это объясняется неточным знанием конкретной этнической, политической, социальной, экономической обстановки в Юго-Восточном Казахстане авторами среднеазиатских и иранских сочинений, за исключением Мухаммад Хайдара. Но, с другой стороны, — и это главное — такая неопределенность терминов объясняется неустойчивостью и самого родо-племенного состава населения.

Постепенная ассимиляция переместившихся на территорию Юго-Восточного Казахстана монгольских племен тюркским населением, дробление и перемещение осколков племен и целых родо-племенных единиц из-за постоянных феодальных войн и частых иноземных вторжений, политическая неустойчивость внутреннего положения в государстве, выражавшаяся в междоусобной борьбе, внутриплеменные и внутриро- довые противоречия, естественный рост численности племен и отпадение от основного состава каких-то частей в поисках новых территорий, борьба за лучшие пастбища и пахотные земли — все эти политические и экономические причины приводили к ослаблению и измельчанию (а иногда и наоборот — к укреплению, увеличению) старых и появлению новых племен и племенных соединений, рамки которых не всегда совпадали с феодальными уделами. Так, дуглаты одновременно входили в ряд политических группировок, объединившихся вокруг эмира Худайдада и эмира Камар ад-Дина — в 70—80-х гг. XIV в., эмира Сайида Али и Мир Карима-Берды — в 30—40-х гг. XV в.

Со времен Хизр-Ходжа-хана известны новые этнические группы — итарчи, кончи, кушчи, которые появились, разумеется, не на пустом месте, а образовались из частей других племен, пожалованных за услугу Хизр- Ходжой лицам, возведенным им в звание беков (эмиров). Естественно, о многих новых, равно как и о древних этнических объединениях, мы просто не имеем сведений, так как ни один из имеющихся источников не отразил этнического состава населения региона в целом.

Претерпевшие большие изменения старые и вновь возникавшие коллективы были уже в основном не кровнородственными этническими группами, а этно-политическими, этно-территориальными объединениями уже в XIV в., формировавшимися в более развитую этническую общность — народность.