Восточная Сибирь

Географическое описание Восточной Сибири.

Борьба за землю

Ожесточенной борьбой за землю, за пастбища феодальной знати племен насыщены полтора столетия истории Могулистана. Таковы интересные факты из «Тарих и Рашиди» о захвате феодальной знатью племен отдельных районов, больших участков земли в свою собственность, закреплявшуюся строительством крепостей. Мирза Хайдар подчеркивает, что не племя захватывало ту или иную территорию, а феодальная верхушка племени, тот или иной ее представитель, превращавший захваченную землю в личную собственность.

Подтверждением феодальной зависимости , определенной этно-территориальной группы (эля, улуса и т. д.) от того или иного феодала или члена правящей династии и соответственно феодального владения им юртом является, в частности, определение такого коллектива не только через его этническое название, но и через имя феодала, в зависимости от которого эта группа находилась. Как известно, эль  — этно-политический, этно-административный термин, обозначающий коллектив людей и равнозначный племени или союзу племен, народу; улус — более крупная этно-политическая группировка (союз племен), составлявшая у кочевников удел представителей правящей династии, иногда термин улус равнозначен термину государство (например, улус Джучи). В письменных источниках наряду с употреблением таких определений, как эль и улус булгачи, эль булгачи , эль барин , эль и улус джете , могульский эль и улус, т. е. наряду с обозначением людей определенного племени (или всего государства) через его этническое имя, широко употребляются и определения эля и улуса по принадлежности его тому или иному представителю феодально-племенной аристократии: эль и улус Хизр-Ходжа-оглана или улус Хизр-Ходжа-оглана , эль и улус эмира Камар ад-Дина дуглата  или эль Камар ад-Дина, эль эмира Ху- дайдада , эль ва хашам (т. е. люди, свита) Камар ад- Дина , эль Енге-тора, эль и улус эмира Джаханшаха дуглата , т. е. этнический коллектив, группа людей находились в феодальной зависимости от того или иного эмира (бека). Это же мы наблюдаем и в материалах  по истории Дашт- и Кипчака: эль и улус Бурундук-ха- на, эль и улус Касим-хана , улус Хамза-султана и т. д.

Группа людей, называемая элем и улусом, подчиненная тому или иному беку (эмиру) и находившаяся под его административно-политической властью, кочевала на определенном участке земли — юрте (йурт),—- который был практически в собственности этого вождя племени или предводителя племенного объединения (группы племен, одновременно поддерживавших названных выше представителей кочевой аристократии). Они владели этим юртом на правах собственности. Кочевая знать, владевшая огромными стадами овец и табунами лошадей, захватывала в свое личное пользование лучшие пастбища и земли для посевов. Есть и прямые свидетельства о принадлежности того или иного юрта феодальному владетелю: Каракол был йуртом Енгетора; земли около Иссык-Куля в районе Кочкара — Джумгала названы юртом эмира Джаханшаха дуглата. Подчиненные им рядовые кочевники (как и земледельцы в оседло-земледельческих владениях дуглата Худайдада в Аксу, Куче и других городах Восточного Туркестана) были лишь временными держателями того или иного отрезка земли или участка пастбища. Между предводителями племен шла борьба за пастбища, лучшие кочевья, водные источники и пахотные земли, и они поддерживали тех представителей правящей династии, которые могли им помочь удержать земли или захватить новые. Рядовые члены племени, у которых было мало скота, пользовались «общими» пастбищами лишь в незначительной степени (не имеющие скота вообще исключались из пользования ими); зажиточные же скотовладельцы фактически всегда пользовались, как своей собственностью, лучшими пастбищными и посевными землями.