Восточная Сибирь

Географическое описание Восточной Сибири.

Изучение этно-политической и социальной истории

Йунус-хану в Ташкенте и подчиненных ему районах Юго-Западного Могулистана в 1487 г. наследовал Султан Махмуд-хан. Он предпринимал небезуспешные попытки в конце 80—90-х гг. вмешиваться в борьбу казахских ханов и Шайбанидов за присырдарьинские города, поддерживая то одну, то другую сторону. Отстаивая от попыток Тимурида Султан Ахмад-мирзы возвратить этот район, могульский хан получил в битве на р. Чир- чик поддержку от Мухаммада Шайбани, за что спустя год, в 1488 г., уступил ему отобранный у казахов и это вызвало разрыв дружественных отношений Султана Махмуда с казахскими предводителями. В двух последующих сражениях с казахами Султан Махмуд-хан потерпел поражение. В связи с этим недружелюбную позицию по отношению к казахам Семиречья, района Каратау и Присырдарьи занял Султан Ахмад-хан, трижды в 90-х гг. разбивший казахов в сражениях . Мухаммад Хайдар оказался не совсем прав, когда отметил, что союзные отношения казахских правителей с могульскими ханами поддерживались вплоть до времени Абд ар-Рашид-хана, т. е. до 30-х гг. XVI в.

Около 1500 г. Султан Махмуд-хан оказал поддержку Мухаммаду Шайбани в захвате Бухары и Самарканда, однако, утвердившись в тимуридских владениях, Мухаммад Шайбани-хан поспешил подчинить и владения союзника. В битве при Ахси в 1503 г. Султан Махмуд-хан был разбит и вместе со своим братом Султан Ахмад-ханом попал в плен к Шайбани-хану, но был отпущен. После смерти брата Султан Ахмад-хана в 1503 г. Султан Махмуд-хан попытался утвердиться среди подвластных ранее брату племен киргизов, но встретил противодействие со стороны племянников, сыновей Султан Ахмад-хана — Мансура (он владел Ча- лышем и Турфаном), Султан Саида и Султан Халцла (последний искал опору среди киргизов). Однако их попытки удержать распадающееся владение в руках чагатайской династии могульских ханов тоже были безуспешны.

Центральные районы Могулистана — Семиречье и Тянь-Шань — были уже давно потеряны для могули- станских ханов: там упрочили свою политическую самостоятельность местные казахские и киргизские племена, хотя последние еще некоторое время привлекали к себе в. качестве ханов отпрысков Султан Ахмад-хана ш. Султан Махмуд-хан вынужден был покинуть Могулистан и Кашгарию, он попытался найти поддержку у Мухаммада Шайбани, однако был убит последним в 1508 г. вместе со своими сыновьями. Из всех потомков могульских ханов вскоре остался лишь Султан Саид. Потеряв возможность восстановить власть могульских ханов в их бывших владениях — Семиречье, Притяньшанье и Ташкенте, он ушел в Кашгарию в 1514 г. В борьбе с бывшими вассалами могульских ханов — дуглатскими эмирами он одержал верх и основал на ее территории новое государство — Могулию.

Таким образом, в результате распада государства власть могульских ханов переместилась в зависимый ранее от них район Манглай-Субе (Кашгарию). Подобно тому, как в результате падения ханства Абулхайра и укрепления власти казахских ханов в Дашт-и Кипчаке и Туркестане (Присырдарье) потомки Абулхайр-хана были вынуждены искать военной удачи в тимуридском государстве в Мавераннахре (и эти поиски закончились созданием нового государства в Средней Азии — государства Шайбанидов), так и потомки могульских ханов в результате распада Могулистана и укрепления Казахского ханства в Семиречье (и Киргизского на Тянь-Ша- не) вынуждены были отвоевывать для себя земли южнее, в Восточном Туркестане, т. е. создавать, по существу, новое государство. Появление Казахского ханства (а на рубеже XV—XVI вв. и Киргизского ханства) отразило стремление населения этих районов к собственной государственности, отразило внутренние социальные и этно-политические процессы развития кочевого и полукочевого населения этих областей. Деятельность первых казахских ханов по созданию самостоятельного политического объединения на территории Западного Семиречья и последующее быстрое его укрепление, постепенное включение в него этнических территорий казахов всего Семиречья наряду с Восточным Дашт-и Кипчаком и Туркестаном была успешной потому, что она базировалась на общности интересов близких этнических групп — казахских племен Семиречья и казахских племен и родов остальной территории средневекового Казахстана.

Объективно существовавшее стремление к самостоятельному развитию завершавших свое этническое формирование казахов Семиречья (в Старший жуз) и киргизов Тянь-Шаня сделало невозможным дальнейшее существование государства Могулистан в прежних рамках. Это привело наряду с другими факторами к окончательной ликвидации власти могульских ханов — чагатаидов на Тянь-Шане и в Семиречье.
Впоследствии, пользуясь военно-экономическими ресурсами Кашгарии, Султан Саид-хан, а затем его сын Абд ар-Рашид предприняли многократные попытки восстановить Могулистан в прежних рамках, как путем организации военных походов (в 1517, 1522, 1524, 1525 гг. и т. д.), так и всякого рода дипломатических шагов, установления династийных связей (например, с казахским Тахир-ханом) . Однако все попытки сорвались, натолкнувшись на прочный союз казахов и киргизов, сложившийся в ходе отстаивания своей самостоятельности.

Изучение этно-политической и социальной истории Юго-Восточного Казахстана XIV—XV вв. связано, несомненно, с решением целого ряда исследовательских проблем, общих современному кочевниковедению. Материал, рассмотренный в книге, позволяет со всей определенностью заключить, что эволюция общественной организации кочевников — с теми оговорками, которые необходимы при применении этого термина ко всему казахскому населению региона (главная из них — «чистых кочевников» в регионе практически не было) — вышла далеко за пределы раннеклассового, раннефеодального строя; что, несмотря на специфическую отсталость производительных сил, на состояние которых накладывали свой отпечаток особые естественно- географические условия, казахскому обществу были присущи некоторые экономические возможности поступательного развития, особенно в условиях постоянных хозяйственных, политических, культурных контактов с населением соседних оседло-земледельческих областей; что образование Казахского ханства, подготовленное всей предшествующей историей таких государств, как Ак-Орда и Могулистан, являлось следствием и предпосылкой для социально-экономических и этнических процессов и, следовательно, качественно отличалось от эфемерных «кочевых государств» древности и периода монгольского нашествия.