Восточная Сибирь

Географическое описание Восточной Сибири.

Политическая разобщенность

Но поскольку та или иная этно-политическая общность на территории Казахстана не охватывала весь формировавшийся народ, а лишь его часть, то история казахской народности связана не только с Ак-Ордой и ее этно-лолитической общностью узбеков, узбек-казахов, затем казахов. Не все составившие казахскую народность племена входили только в Ак-Орду. Этническая история казахов связана также и с ханством Абулхайра и его этно-политической общностью кочевых узбеков, и с Ногайской Ордой и ее этно-политиче- ской общностью (казах, ногайлы), и, наконец, с Могу- листаном и его этно-политической общностью (могулы). Следовательно, этническую и политическую историю складывавшейся народности казахов в XIV—XV вв. невозможно изучать, не зная истории Могулистана. Политическая, хозяйственная, социальная история племен Могулистана неразрывно связана с историей казахских племен Старшего жуза. Казахское население Семиречья и его сплочение в Старший жуз сыграли самую непосредственную роль в образовании Казахского ханства во второй половине XV в.

Этническое сплочение в Ак-Орде и внешне, и по существу протекало более отчетливо, чем в Могулистане. Нагляднее отражено оно и в источниках, поскольку первое государство — Ак-Орда — основывалось главным образом на базе этнически близких родов и племен кипчакского союза, тогда как второе — Могулистан — на политическом объединении двух общностей, казахского (уйсуньского) и киргизского, а временами и трех, включая уйгурское население Восточного Туркестана. Это затрудняло этническое развитие этих групп. В имеющихся источниках население Могулистана названо могулами, под которыми исследователи видят то этническую общность, то союз племен, а то и народность.

Однако под этим именем скрывались ведь и казахи Семиречья, и киргизы Тянь-Шаня, о чем свидетельствует не только родо-племенной состав могулов, но и прямое указание Мухаммад Хайдара, что киргизы тоже из племен могулов. Отсутствие прямых указаний на то, что в Семиречье жили до откочевки Джанибека и Гирея казахи, привело к тому, что в то время как значительная роль Ак-Орды в процессе развития казахской народности и казахской государственности не ставится под сомнение, Могулистан, с одной стороны, еще не занял должного места в историографии проблем казахстанского средневековья, а с другой — казахи по отношению к району Семиречья все еще предстают в литературе как пришельцы, которые «прикочевывали» в этот район со стороны, в чем сказывается традиционное ошибочное следование за термином казах в поисках сложившейся народности, а не за этническими компонентами, составившими ее.

В действительности же, как об этом говорит рассмотренный материал, весь ход этно-политической истории XIV—XV вв. на территории Казахстана был связан не только с политической, хозяйственной и социальной жизнью Ак-Орды, ханства Абулхайра, но и Могулистана, составными частями населения которого, особенно района Семиречья, были племена, известные чуть позже как ведущие в казахском Старшем жузе. Наряду с Ак-Ордой и ханством Абулхайра существование Могулистана — важный этап на сложном пути этнического и государственного объединения казахских племен.

Развивавшиеся параллельно Ак-Орда и Могулистан уже в XIV в. обеспечили политическое вычленение формировавшихся в народность племен из конгломератных монгольских улусов, возникших в результате завоевания Казахстана и Средней Азии Чингиз-ханом. На своем этапе развития они содействовали преодолению отрицательных, последствий монгольского завоевания, ускорили этнический процесс на территории Казахстана. Но не без влияния этих государств народность формировалась в трех жузах.

Политическая разобщенность отдельных частей складывавшейся казахской народности в государствах Могулистан, Ак-Орда, Ногайская Орда повлияла на ход этнической истории казахов — она закрепила издавна определившееся в силу естественной географической обособленности территорий древних этнических центров разделение формировавшейся народности на жузы.