Восточная Сибирь

Географическое описание Восточной Сибири.

Археологические материалы Отрара

Таким образом, в Ак-Орде и Могулистане на базе политического, государственного объединения этнической территории местных племен, а также некоторого развития производительных сил, восстановления хозяйства, роста городов на юге Казахстана и расширения товарообмена, хозяйственных контактов населения разных регионов, на основе дальнейшего развития (хотя и медленного, особенно в степных районах с их подвижными скотоводческими племенами) феодальных отношений было обеспечено более тесное этническое общение племен, племенных объединений, мелких народностей и иных этно-политических групп, которое содействовало их сплочению в крупную народность.

Во второй половине XIV — первой половине XV в., в период Ак-Орды и Могулистана, стабилизируется этнический состав племен, окончательно сглаживаются этнические различия множества тюркских, монгольских и осколков всех других племен, обитавших здесь в древности и в раннем средневековье. Население Казахстана становилось все более однородным в этническом отношении, в массе своей тюркским (как говорилось выше, тюркоязычность могулов Могулистана — признанный исторической наукой факт). В основном в этот период завершилось формирование народности, за которой несколько десятилетий спустя, во второй половине XV в., закрепляется этноним казахи.

Народность как этно-социальный организм рассматривается исследователями как закономерное следствие развития феодальных (или рабовладельческих) отношений . И коль скоро наблюдается развитие феодальных отношений в том или ином регионе, со всей справедливостью можно искать в лице носителей этих социально-экономических отношений — населения данного региона — формирующуюся феодальную народность. Однако в специфических условиях кочевого и полукочевого общества средневекового Казахстана (так было и в других странах Азии с аналогичной хозяйственной основой) как феодализм развивался под прикрытием оболочки патриархальных отношений, так и народность, эта этно-социальная категория феодального общества, хотя в основном уже и сложившаяся, сформировавшаяся, внешне долго продолжала выступать в виде союза родов и племен.

Вот почему трудно вычленить из числа этноколлективов разных уровней (племен, союзов племен, племенных объединений, этно-политической общности) сложившуюся народность в источниках, на страницах которых мелькают многочисленные наименования родов и племен.

Но уже можно видеть, что в указанные полтора-два столетия племена, обитавшие в Восточном Дашт-и Кипчаке и Семиречье, сплочены государственно-территориальной общностью (население Центрального, Северо-Восточного и Южного Казахстана — в Ак-Орде, затем частью и в ханстве Абулхайр-хана; население Юго-Восточного Казахстана — в Могулистане, наряду с киргизами), что эти племена объединены языковой общностью  — тюркским языком в основном кипчакской группы, хотя и не без некоторых диалектных различий в отмеченных выше районах (языковая общность формируется, как известно, вместе с этнической общностью — народностью), что они имеют в целом общий тип материальной и духовной культуры, быта, что для них характерен тип хозяйства, основанный на сочетании кочевого и полукочевого скотоводства с земледелием при определенном развитии оседлости не только на территории Южного Казахстана и Западного Семиречья, но и в долинах рек, озер на остальной территории Казахстана; что возникала определенная «экономическая общность» внутри этих районов и между ними, обеспечивающая. торговый обмен между разными группами населения.

Можно видеть, что в указанный период перед нами предстает качественно новый этнический массив (а не простая сумма родов и племен), сознающий свою этническую общность, и это проявлялось в легкости перемещения, взаимопроникновения отдельных родовых групп и частей племен. Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XV в. при образовании Казахского ханства, постепенном закреплении за народностью этнонима казахи и названия территории Казахстан , впервые отмеченного в первой половине XVI в. Зайн ад-Дином Васйфи для территории Западного Семиречья.

Сознание своего этнического единства отразил формировавшийся народ в творениях эпоса, время сложения которого относится как раз к последним столетиям. Археологические материалы Отрара конца XV — начала XVI в. также убедительно говорят о сложении казахской народности в предшествующий период, т. е. ко второй половине XV в.